В мае 1987 года президент Международной федерации фестивальных органиций Джим Холси в Москве вручил Алле Пугачевой высшую награду возглавляемой им федерации - медаль «За вклад в дело мира и гармонию средствами музыки». Алла Пугачева стала первой среди советских мастеров искусств удостоена этой награду. Джим Холси передал приглашение А. Пугачевой приехать на гастроли в США в 1988 г.
В феврале 1988 г., отвечая на вопросы газеты «Московский комсомолец» о запланированной поездке в США, Алла Пугачева говорила:
- Она намечается уже лет десять. Но я ее постоянно откладываю. Потому что не хочется ехать выступать только для русской публики (а именно такие концерты все эти десять лет и намечались). Я ищу выход все-таки на более широкую аудиторию. То есть, как у нас говорят, по дворцам спорта. Сейчас есть предложение сделать турне по Канаде и США вместе с «Бич Бойз». Интересно узнать, как я пройду на избалованной американской публике.
Но уже спустя полгода, Алла Пугачева по другому определяла характер гастролей:
- Вы представляете, что вас ожидает в Америке?
- Могу предположить, что поездка разделится на две половины. Первая - фестиваль в Сиэтле, собственно для американского зрителя. А вторая - по городам страны - вызовет, как мне кажется, преимущественный интерес у эмиграции. Не знаю, может, там еще какая-нибудь публика попадется...
И вот в сентябре 1988 г. Алла Пугачева впервые прилетела в США. «Голос Америки» подготовил об этом следующий репортаж (корр. Александр Бочан):
Алла Пугачева прибыла в Нью-Йорк 1 сентября. Она выступила перед собравшимися в манхэттенском кафе «Лола» журналистами и ответила на их вопросы. 4 сентября на фестивале искусств Бамбершут, устраиваемом в городе Сиэтл, должен состояться американский дебют Пугачевой, а также приехавшего с ней в США 20-летнего рок-певца Владимира Преснякова.
- В Москве у меня своя фирма, «Театр песни», - рассказывала Пугачева, - мы даем возможность молодым начинающим певцам выступить перед широкой аудиторией. Вот этот молодой певец, которого я здесь представляю, он уже популярен в СССР, и думаю, что у него большое будущее. Надо сказать, что он вырос на моих песнях и песнях Стиви Уандера, получив таким образом, настоящее интернациональное воспитание.
На пресс-конференции также присутствовал приехавший встречать Пугачеву из Сиэтла, что на западном побережье, президент фестиваля Бамбершут Норман Ланджи. Я попросил рассказать его об этом фестивале поподробнее.
- Сиэтлский фестиваль искусств Бамбершут, - говорил Ланджи, - в течение четырех дней посетит 250 тысяч человек. Они смогут выбрать из обширной программы, состоящей из трех сотен номеров и джаз, и поп-, театр, кабуки, танцевальные номера, в общем на любой вкус. От классических видов искусства до хэви-металл.
- Почему вы решили пригласить на этот внутриамериканский фестиваль советских артистов - Аллу Пугачеву, ее музыкантов и Преснякова?
- Времена меняются, жизнь приобретает более международную окраску. Так в 90-м году в Сиэтле будут проходить Игры Доброй воли. В какой-то степени, решив пригласить лучших артистов из России, мы делаем это в честь будущих международных игр.
- А почему вы выбрали именно Аллу Пугачеву?
- Мне о ней многие говорили, что она замечательная певица. Кроме того, в прошлом году я был на ее концерте в Одессе и понял, что она понравится американской публике. Она будет петь по-русски, но артист поет сердцем, и не так важно, что люди будут не всё понимать.
- Как часто вы проводите эти фестивали?
- Уже 16 лет. В 90-м году к нам приедет балет Большого театра и ряд других советских артистов.
Как сказал мне в заключении Норман Ланджи, Владимир Пресняков будет выступать с рок-музыкантами Майклом Макдоналдом (Michael McDonald), Робертом Хичкоком и группой «Кэмпер Ван Бетховен» (Camper Van Beethoven). Он будет включен в их программу, и это совместное выступление даст американской публике лучше понять, что из себя представляет советское молодежное искусство.
После фестиваля Бамбершут Алла Пугачева выступит в Лос-Анжелосе, Сан-Франциско, затем полетит на средний запад в Чикаго, откуда вернется на восточное побережье США, где выступит в Филадельфии, Бостоне и Нью-Йорке. Как сказал на пресс-конференции импресарио певицы Виктор Шульман, ее заключительный нью-йоркский концерт в Карнеги-холл, который состоится 22 сентября, уже распродан.
Отвечая на вопросы журналистов, Алла Пугачева сказала, что довольно уверена в успехе своих американских концертов. Иначе, зачем бы она приезжала в Америку.
- Я отношусь с любовью к публике во всех странах мира. И иду к ней навстречу с открытым забралом.
- А как вы относитесь к тому, что американская публика может не понять смысла ваших песен?
- Я пою на общечеловеческие темы. Меня интересует внутренний мир человека, мои песни не плакаты. И думаю, что они дойдут до американской публики.
Затем, обращаясь к присутствовавшим, Пугачева сказала:
- Вы, конечно, много сделали, чтобы у нас в стране развивалась американская да и английская поп и рок музыка. Мы все прекрасно понимаем, что где-то мы вторичны. И долгое время мы даже в чем-то подражали западу. Это когда было мало информации, и каждая новая информация такого рода была сенсацией. Теперь, когда информации о том, что творится в мире музыки в Америке много, то мы, музыканты, уже находим свое, русское. Я счастлива, что дожила до этих времен. Технически вы конечно грандиознее, мы только начинаем развиваться. У нас все впереди, и мы еще когда-нибудь будем с вами конкурировать. Наши лучшие и популярнейшие рок-певцы все развивались из андеграунда.
Отвечая далее на вопросы, Пугачева подчеркнула, что советские музыканты знакомы и с ритмами Африки, и с музыкой Азии. Она с большим уважением отозвалась об индусе Рави Шанкаре. Кто-то из советских журналистов задал Пугачевой ставший уже традиционным вопрос, как сказались перестройка и гласность на вашей творческой карьере.
- А я сама всегда была и перестройкой и гласностью, - отвечала певица.
Я спросил Аллу Пугачеву какие американские рок-певцы оказали на нее влияние или, по меньшей мере, вызывают в ней интерес. Алла Пугачева отвечала:
- Везде где можно, я говорю. Я, правда, не настолько информирована о том, что они делают, не могу назвать точно названия песен, но, например, Бетт Мидлер мне очень понравилась, когда я увидела фильм «Роза» несколько лет назад. Мне нравится Майкл Джексон, конечно, но это не значит, что я на него похожа, ни в чем не похожа. Мне нравятся певцы и актеры одновременно. Синди Лаупер, но правда я видела ее только по телевизору. Клипы это одно, а живой концерт другое. Это совершено разные впечатления. Это не значит хуже или лучше, просто разные.
- Это у вас первый приезд в Америку?
- Да, да. Ну я была, конечно, во Франции, в Италии, и в Швеции, Финляндии. В Швеции меня очень хорошо знают, в Финляндии тоже, потому что я почти два года занималась этими странами скандинавскими. Ну а так, я в принципе езжу по одному разу, потому что поздно стали выпускать за границу спокойно, и мне очень трудно конечно. Сейчас я уже ради собственного удовольствия езжу. Получить успех, сделать рекламу. Раньше, вы знаете, все время такие условия были, то вдруг музыканты не выезжают, я отказываюсь. Или еду, но не с теми музыкантами. То есть трудно было показываться, но показывалась. Выезжала без рекламы, без всего, и единственное для меня удовольствие был успех на концерте. Вот приходят люди, они меня не знают, предположим, но слышали. В Италии, предположим, я уходила, у меня уже брали автограф, меня знали, меня любили. Мне этого было достаточно, понимаете. Без поддержки, без рекламы, без пластинок, без всего. Нет, это конечно сложно. Конечно, если бы в Советский Союз приехал Майкл Джексон, то ему вообще ничего бы не надо было делать. Его знают, и прекрасно знают о его творчестве. И только наверно он испытывал бы какое-нибудь волнение. Я тоже испытываю некоторое волнение перед выходом на американскую аудиторию Сиэтла, на Бамбершут, но это волнение чисто человеческое, потому что, конечно, здесь не знают того, что я делаю. Я хотела бы, чтобы узнали, поэтому для меня это основная цель. Если мне не помогают в рекламе, то я сама ее себе делаю теперь.
- Вы считаете, что уже поздно впитывать вам влияния какие-то американские или, может быть, после этой поездки произойдет какой-нибудь сдвиг в вашем искусстве?
- Вы знаете, конечно, вряд ли. Не то, чтобы поздно, а я собственно и не пытаюсь их в себя впитывать, потому что из меня самой еще много идет. Мне бы своим поделиться... Единственно чего бы я хотела здесь, найти контакты какие-нибудь с продюсерами, мне бы хотелось научиться и их работе тоже. И может, они все-таки мне сумеют помочь, чтобы меня знали как-то, что я из себя представляю. Вот. Больше я уже ничего не хочу.