Сегодня юбилей у Маэстро Раймонда Паулса. Ему исполнилось 75 лет.
Смотрите сегодня по ТВ:
"Сыграй маэстро, жизнь свою", КУЛЬТУРА, 21:25
"Раймонд Паулс. Возвращение маэстро". Первый канал, 22:20
"Раймонд Паулс. Все что было не исправишь". ТВ Центр, 22:55
Паулс родился 12 января 1936 года в Риге, в районе Ильгюциемс, в семье Волдемара и Алмы-Матильды Паулсов - стеклодува и вышивальщицы жемчугом. Его отец был музыкантом-любителем: в самодеятельном оркестре «Михаво» играл на ударных инструментах. Раймонд Вольдемарович уже в детстве играл на фортепиано. С трёх лет посещал детский сад 1-го музыкального института, где и началось музыкальное образование будущего композитора. Учился в Рижской музыкальной школе им. Э. Дарзиня. В 1958 Раймонд Паулс получил высшее образование в Латвийской государственной консерватории им. Я. Витола по классу фортепиано. Уже в то время он проявил себя как превосходный исполнитель на фортепиано. Параллельно с учебой Паулс работал пианистом в эстрадных оркестрах профсоюзных клубов. После окончания курса в 1958 году Раймонд Паулс работал в Рижском эстрадном оркестре, выступал с концертами в Грузии, Армении, на Украине. С 1964 года до начала 70-х г. являлся руководителем этого оркестра. С 1962 по 1965 гг. он обучался композиции в Латвийской консерватории. С 1973 по 1978 гг. - художественный руководитель инструментального ансамбля «Модо». C 1978 по 1982 гг. - дирижёр оркестра легкой и джазовой музыки, Латвийского радио и телевидения. C 1982 по 1988 гг. - главный редактор музыкальных передач Латвийского радио. В 1986 году по инициативе Р.Паулса был организован конкурс молодых исполнителей «Юрмала», просуществовавший до 1991 г. C 1988 по 1991 гг. - министр культуры ЛССР. C 1991 по 1993 министр культуры Латвии. C 1993 - советник президента Латвии по культуре. С 1994 по 1995 гг. - худ. руководитель и гл. дирижер джаз-оркестра «Биг Бенд» Латвийского радио и телевидения. В 1998 был избран в Сейм по списку Новой партии, в 2002 и 2006 переизбран уже от Народной партии. В 1999 выдвигался на пост президента Латвии, однако позже снял кандидатуру.
Впервые судьба свела Пугачу и Паулса в октябре 1974 года во время Всесоюзного конкурса артистов эстрады, где Алла Борисовна заняла скромное 3-е место. Спела она там «Посидим поокаем» и «Ермолову с Чистых прудов». Встреча была мимолетной: что называется, здрасьте - до свидания. И это понятно: Пугачева тогда была малоизвестной певицей, а Паулс писал песни исключительно для латышских исполнителей, поэтому никакого контакта между ними произойти не могло. Так продолжалось шесть лет до 1980 года. А к этому времени Пугачева и Паулс подошли уже с иным багажом. Первая стала звездой номер один отечественной эстрады, второй - одним из лучших композиторов Союза.
Раймонд Паулс:
Я на этом конкурсе получил первое место, а она - третье. После этого мы с ней долго не разговаривали...
Алла Пугачева:
Мы в метро ехали после конкурса вместе. Познакомились. Обсуждали, что в дерьме он и я, такие гениальные люди, но как-то нас особо недооценили.
Ну а вообще мне просто посчастливилось, потому что в таком союзе, как Раймонд Паулс, Илья Резник у нас появилось очень много интересных песен. Это целый этап творческий. Одно только скажу, если бы он меня не знал, он бы таких песен не написал бы.
Главным связующим звеном между Пугачевой и Паулсом стал поэт Илья Резник. Он был знаком с певицей с 1972 года, а в последние несколько лет стал ее постоянным автором. Кроме этого, Резник писал стихи на музыку других композиторов, в том числе и на музыку Раймонда Паулса. Во многом благодаря Резнику тандем Пугачева - Паулс и состоялся.
Тогда, в 80м году Пугачева остро нуждалась в очень хорошем композиторе. После того, как она рассталась с Александром Зацепиным, она большую часть своего репертуара писала сама. Среди них были удачные, были неудачные, и даже были очень хорошие песни. Но таких, которых бы пела вся страна - таких не было. Дошло до того, что она впервые не попала в «Песню Года». Конечно можно говорить, что она не попала туда по другим причинам, но факт остается фактом... Она срочно нуждалась в большой свежей подпитке со стороны. Ей нужен был мощный композитор. И именно таким композитором и оказался Раймонд Паулс.
Первой совместной работой Пугачевой/Паулса стала песня «Маэстро»
Алла Пугачева:
А «Маэстро» я случайно спела, потому что он прислал песню «Стрижи» мне в поездку на кассете...
Илья Резник:
... мы разговаривали, ели картошку с редькой и немножечко выпивали... Зазвучала музыка: там, пара-ра пам, пара-ра, тари-дари-дари-дам пара-ра ра-ра...
Алла Пугачева:
... Ну я слушала песню «Стрижи», а дальше на кассете шла просто мелодия: там, пара-ра пам, пара-ра. Я вот «Стрижи» послушаю, а потом опять эта мелодия: там, пара-ра пам, пара-ра. Я говорю: «По-моему, я эти «Стрижи» уже где-то слышала». Исполняла ее потрясающая какая-то девочка. Сейчас уже не помню, как ее зовут... Я говорю: «Я не буду ее перепевать: я уже знаменитая такая, а она нет. А вот давай, Илюша, напишем слова на эту мелодию, что после «Стрижей?»...
Илья Резник:
... И она говорит: «Давай напишем что-нибудь для маэстро». Я говорю: «Давай. Вот так она и будет называться: «Маэстро»».
Как вспоминает сама А. Пугачева: «Было написано примерно 15 вариантов. Над песней мы работали почти год. Продумали все до мелочей, даже мой внешний вид потребовалось изменить, поскольку сам образ героини песни предполагает утонченность. Согласитесь, одно фривольное движение, неверный жест, не такое строгое начало, какое мы выбрали, - и песня не получилась бы...»
Кстати, впервые «Маэстро» должен был прозвучать в декабре 1980 года на сольных концертах Аллы Борисовны, которые проходили в Театре эстрады. Но она все-таки не решилась ее спеть... И поэтому впервые Маэстро прозвучала в новогоднюю ночь в «Голубом огоньке»! Это стало хитом и сенсацией одновременно.
Между тем невольным виновником попадания Маэстро в «Огонек» оказался... председатель Гостелерадио Сергей Лапин. Вот как об этом вспоминает сама А. Пугачева: «Я помню, что меня вызвали к Лапину, который в очень вежливой форме мне сказал: «Как-нибудь придумай и спой что-нибудь не свое, все композиторы против, чтобы ты писала сама. Ну хотя бы на этот Новый год. Нужна хорошая песня, но желательно, чтобы ее автором был кто-то из Союза композиторов». Я говорю: «У меня песня Паулса есть». Он на меня так посмотрел: «Паулс - и ты?» - «Зато Союз композиторов будет доволен». Представляете, как были недовольны все члены Союза композиторов, услышав этот хит. Потом они в кулуарах говорили: «Да лучше бы она свою песню спела».
По одной из легенд, Резник писал слова, имея в виду другого маэстро - бывшего возлюбленного Пугачевой Константина Орбеляна. Но народ расшифровал песню по-своему: в его интерпретации под Маэстро скрывался ни кто иной, как Раймонд Паулс. Во-первых, он был автором музыки, во-вторых, именно он так виртуозно подыгрывал на рояле Пугачевой в том знаменитом «Голубом огоньке». В итоге под эту гениальную музыку родилась красивая легенда о любовном романе певицы и композитора. Загадочный прибалт в смокинге, автор блестящих мелодий, да еще за роялем. Короче, Пугачеву и Паулса «поженили».
Просто нельзя не упомянуть о романе с Паулсом, вернее о слухах об этом романе. Так был ли он?
Раймонд Паулс:
Это светлая страница, очень светлая...
Алла Пугачева:
... да, светлая, тем более, что нас поженили сразу...
Раймонд Паулс:
... и пошли неприятности...
Алла Пугачева:
... эх, какого мне подобрали! Хорошенького! И жена прекрасная, Ланночка. Она бедная рассказывала, что она ногу повредила, так тут же пошли слухи, что она подралась со мной из-за мужа, и я ей ногу сломала.
А самый популярный тогда слух: что Паулс ушел от жены к Пугачевой. Вся страна следила за их романом. Ни Паулс, Ни Пугачева этот слух не опровергали... Так был ли роман?
Алла Пугачева:
Никогда в жизни не расскажем ничего!
Раймонд Паулс:
Я думаю, что он все время продолжается! Как в 80-е начался, так и...
Алла Пугачева:
... ну если Раймонд сказал, значит так и есть. Продолжается!
Это Алла Борисовна и Раймонд Паулс сказали в 2002 году, а вот что Илья Резник и Раймонд Паулс рассказали в 2006:
Илья Резник:
Никаких романов! Эта была легенда! Там не было теплых отношений. Эта была такая PR-компания.
Раймонд Паулс:
Про Аллу это вообще мимо все! Теперь признаюсь честно. А всем казалось, что вот играл этот маэстро на телевидение, и таким взглядом, что он смотрит на нее, а она не него... ну все, конец!
Кстати, Пугачева в интервью сказала, что отказалась петь песню «Два стрижа», т.к. до нее эту песню уже исполняла Ольга Пиракс, поэтому спела «Маэстро». Но на самом деле, Алла Борисовна спела и песню «Два Стрижа». И произошло это тоже в 1980 году.
Следующей композицией Паулса, которую спела Пугачева была песня «Старинные часы». По словам Резника, она создавалась следующим образом: он приехал к Паусу в Ригу. «Раймонд, как обычно, сразу же приступил к делу, сел за рояль, полистал большой нотный блокнот с заготовками и заиграл. Раймонд, никогда ничего не делал «в полноги». Вот и тогда, имея рядом с собой лишь одного слушателя, он играл так страстно и увлеченно, как если бы выступал на большой сцене. Из нескольких тем, предложенных композитором, меня особенно заинтересовала одна - трепетная, взволнованная, сердечная. Вернувшись в гостиничный номер, я написал на эту музыку стихи о море, благо оно находилось неподалеку. Паулса текст устраивал.
- Хорошо, - сказал Раймонд, «сверив» музыку со стихами, - годится.
- Знаешь что, - после некоторого раздумья сказал я, - давай я еще подумаю.
И вчетверо сложил листок со словами песни.
Следующий день ушел на написание еще одного варианта. Увы, радости мне он не принес. И наутро, придя к Паулсу, я даже не стал показывать ему второй вариант, а только попросил:
- Сыграй, пожалуйста, мне ту, «морскую»...
Раймонд молча кивнул.
Когда он закончил музицировать, в прихожей раздался странный звон.
- Что это?
- Часы, - ответил Паулс.
Я вышел в прихожую и впервые увидел большие напольные часы. Сколько раз проходил я мимо этих часов и не замечал их! И вот неожиданно они напомнили о себе и подсказали тему будущей песни.
- Старинные часы! - сказал я, возвратившись в комнату.
- Ну да, старые, - подтвердил Раймонд.
- Нет, старинные, - возразил я.
И тем же вечером появились «Старинные часы».
- Кому покажем? - спросил Раймонд, когда мы дуэтом уже в который раз пропели новую песню. - Пугачевой?
- Пугачевой, - сказал я. - Кому же еще?!
- Действительно, - заметил Паулс. - Кому же еще?!.»
Кстати, мы сумели найти первый вариант текста этой песни:
Когда ты умирал в душе моей
Я думала, найдешь ты силы вновь родиться,
Но ты не захотел, а может быть не смог,
Стать тем, каким придумала тебя.
На наш взгляд можно придумать десятки вариантов стихов... но ведь многие даже не догадываются, что эта песня написана Белым стихом! В ней вообще нет ни одной рифмы. И при этом совершенно не кажется, что стихотворение нерифмованно! Зато как звучит!
В сентябре 1981 года Пугачева исполнила «Песню на бис». Кстати, мало кто знает, но с этой песней Алла Борисовна выступала на фестивале «Песня Года 81», правда не в финальном; в финал песня почему-то не попала...
Сама мелодия этой песни долго существовала без стихов. И была известна, как мелодия из кинофильма «Долгая дорога в дюны». И только потом, когда на замечательную мелодию подложили стихи Вознесенского, получилась такая шикарная песня, плюс исполнение Пугачевой не могло не подарить стране еще одного хита. Песня стала настолько популярной, что даже наши советские фигуристы сделали под нее свою программу и выступали долго время по миру с ней.
В декабре 1981 года, Алла Борисовна записала еще одну песню маэстро Паулса - «Возврашение». Тогда же она приняла участие в концертах Раймонда Паулса, которые проходили в театре Эстрады, под названием «У нас в гостях Маэстро». На этих концертах Пугачева спела: «Маэстро», «Старинные часы», «Возвращение», «Песню на бис», а также впервые исполнила песни «Двадцатый век» и «Радуйся». В ТВ версию войдут только первые четыре песни.
По поводу песни «Двадцатый век»: все поклонники знают эту песню, знают что автором музыки является Игорь Николаев, тем более, что эта песня вышла в Золотой коллекции. Но вот мало кто знает, что сначала Алла Борисовна исполняла эту песню именно на музыку Раймонда Паулса, но потом ее видимо что-то не устроило, и появилась вторая версия песни. Но первоначальная версия на музыку Паулса сохранилась, что само по себе уже необычно! И не может не радовать. Чтобы не путаться в версиях принято николаевскую (как основную) называть «Двадцатый век», а паулосовскую - «Век двадцатый».
А вот, что сама Алла Борисовна рассказала о песнях Радуйся и Двадцатый век: «Эти песни для нас очень волнительны, потому что мы впервые беремся за такую тему, как Мир, как мир во всем мире и мир человеческой души...»
Есть еще одна песня, которую примерно относят к тому же периоду - «Край родной». Не многие поклонники знают, что Алла Борисовна пела эту песню. А вот она пела и запись сохранилась. Вернее не сама песня, а репетиция. Ее показали в фильме, который назывался «Раймонд Паулс. Работа и размышления». Скажем больше, Пугачева ее ЗАПИСАЛА на студии! Но вот почему в итоге не стала исполнять - не понятно.
Теперь речь пойдет о конце 1982 года. Вернее о самом конце ноября. Именно тогда Алла Борисовна снялась для второго «Новогоднего аттракциона» в цирке на Цветном бульваре. Наверное, нет в России и странах бывшего СССР такого человека, который бы не видел облетевшие всю страну кадры, где Пугачева парит на трапеции под куполом цирка исполняя песню «Миллион алых роз». Между тем это выступление могло закончиться трагедией. Вот как об этом вспоминает И. Кио: «Алла была бесстрашной. Она захотела спеть свой новый шлягер «Миллион алых роз», раскачиваясь на трапеции, и спросила у меня: «У вас тут в цирке нет чего-нибудь вроде качелей?» Приспособили для ее пения трапецию, на которой воздушные гимнасты работают свой номер. Трапеция эта устроена следующим образом: от нажатия кнопки она снизу стремительно взмывает под купол. Алла втайне от нас решила, что эффектнее будет, если и она выступит под куполом. Она подарила ассистенту, который стоит на пульте и нажимает на кнопку, пластинку со своим автографом - и он ее в нужный момент поднял. А меня до этого еще попросила, когда начнет петь, закрутить трапецию вокруг своей оси, чтобы потом она раскручивалась. Когда началась съемка, мы просто похолодели от ужаса - ведь все же планировалось совершить внизу. А получилось так: я галантно посадил Пугачеву на трапецию, и вдруг певица через мгновение очутилась под самым куполом. Даже воздушные гимнасты по законам техники безопасности, если поднимаются на высоту свыше пяти метров, обязаны надеть страховочный трос - лонжу. Пугачева же работала без всякой лонжи, без всякой страховки. И проделала все так, будто ей каждодневно приходится заниматься подобными делами. После съемок Алла созналась мне, что единственное, чего она боится в жизни, - это высота...».
Алла Пугачева:
Эта такая песня хорошая, и со временем она будет еще и еще возрождаться. Причем эта песня настолько популярна, вот в Японии, например, и в других странах, ее поют на разных языках... Так просто это не бывает! В нее Раймонд, Илья Резник и я вдохнули жизнь, а остальные ее просто поддерживают своей любовью!
Радиостанции и ТВ забрасывали письмами с просьбой вновь и вновь поставить эту песню, а сама Алла Борисовна продолжала питать к ней неприязнь.
Раймонд Паулс:
Помню, когда показал ей «Миллион алых роз», она сказала, что в жизни петь это не будет. Но она любила так: всех под себя.
Алла Пугачева:
Так как-то терлись, терлись над песней и получалось. Правда я не любила «Миллион алых роз», и так нехотя ее записывала. Нет, говорила, не буду петь! Ну что это такое: та-та-та, та-та-та, та-та-та, та, та, та? Прекрасно понимая, что подхватится, конечно, эта песня. Я ее спела все же. Потом уехала в Югославию, думаю: дай-ка поставлю в машине эту кассету. А водитель суровый был такой, ужас! Вообще не разговаривал с нами. Он раз послушал эту песню, другой... Потом я захотела уже вынуть кассету, а он не дал. И так всю дорогу мы слушали эту песню.
Теперь о песне «Новогодний аттракцион». Кто написал музыку к этой песни не ясно до сих пор. Многие утверждают, что именно Паулс. Однако Паулс сказал однажды, что ему авторство «приписали». Но напрямую ничего не подтвердил и не опровергнул, но на сайтах, посвященных Пугачевой в качестве автора указан все-таки именно Паулс.
В ноябре 1984 года Илья Резник написал тексты к двум будущим хитам Аллы Пугачевой: «Делу время» и «Без меня», музыку к которым после некоторого перерыва написал Раймонд Паулс. Пугачева особенно долго работала над песней «Без меня», она ей казалось слишком медленной, и она ее попросила ускорить.
24 ноября в концертном зале «Россия» начались концерты Раймонда Паулса «Святая к музыке любовь». Пугачева в них участия не принимала, хотя ее творческие связи с композитором не прервались. Зато Пугачева приняла участие в Голубом огоньке. В котором она записала обе новых песни: «Без меня» и «Делу - время».
Кстати, клип на песню «Делу - время» Пугачева снимала в Останкино со своим собственным реквизитом. Что ей сильно не понравилось. Когда после съемки они с Резником и Паулсом зашли в тамошний бар, чтобы выпить по чашечке кофе, Пугачева пожаловалась: «Нет, вы подумайте! Нищее наше телевидение, ни-че-го же нет! Бигуди мои, стакан мой, швабру из дома привезла, полотенце на голове - мое, халат собственный, телефон из квартиры вытащила! Все практически мое - только музыка Паулса да слова Резника!!!»
А во время съемки «Без меня» Пугачева блуждала среди танцующих пар. В числе последних можно увидеть людей, имеющих непосредственное отношение к певице: ее мужа Евгения Болдина, директора Олега Непомнящего и др.
Кстати, песня «Делу-время» имела под собой реальную основу. Резник неоднократно был участником посиделок на квартире Аллы Пугачевой и хорошо знал, чем они иной раз заканчивались. А заканчивались они скандалами. Дело в том, что под квартирой Пугачевой жила семья театрального режиссера Марка Захарова, которому все эти «тусовки» были хуже горькой редьки. И он частенько просил Пугачеву умерить свой пыл, в противном случае обещая «все участковому сказать». А народ, не зная истинную причину появления этого шлягера, посчитал, что песня написана куда по более серьезному поводу: мол, Пугачева под теми, кто «наверху», подразумевала кремлевских небожителей. В те годы это была привычная картина: искать в любом произведении искусства тайный подтекст.
Илья Резник:
Она эту песню год не хотела петь! Год! Раймонд приезжал, ставили эту запись, мы с ним хватались друг за друга, начинали танцевать, что бы просто ее, нашу царицу, королеву упросить спеть эту песню.
Ну а следующую песню на музыку Паулса Алла Борисовна исполнила только в апреле 1988 года на концерте «Вернисаж Ильи Резника», приуроченные к 50-летию поэта. В этих представлениях, которых было аж 15! каждый день собиравших аншлаги, выступили многие из тех артистов, кому Илья Резник писал тексты к песням. Это: Валерий Леонтьев, Лайма Вайкуле, Жанна Агузарова и другие. Но главной артисткой была, конечно же, Алла Пугачева: она закрывала концерты и ее выступление длилось более получаса, причем пела она практически на едином дыхании. Пела она там и песни тандема Пугачева-Паулс-Резник: «Маэстро», «Старинные часы», «Без меня», «Возвращение» и совершенно новую но безумно нежную и трогательную песню «Старый друг» или, как она еще называется «Двое».
Кстати, ходили слухи, что первая исполнительница этой песни была Валентина Легкоступова, та самая, которая пела «Ягода малина». Будто бы Паулс предложил эту песню Пугачевой, но она отказалась, поэтому то он и отдал ее Легкоступовой. Легкоступова действительно пела эту песню, но вот была ли она первой исполнительницей - не ясно. Я нашел одно интересное интервью:
Когда вы почувствовали, что популярность пошла на спад?
Валентина Легкоступова: «После случая, который произошел со мной на творческом вечере Раймонда Паулса в концертном зале «Россия». Я выступила с песней Двое - не зная, что эту песню уже спела (не на этом концерте, естественно) одна замечательная певица. Единственная наша. Ну вы понимаете, о ком я - о той, которая могла бы сказать: «Живи спокойно, страна, я у тебя всего одна». Оказывается, она пришла на концерт Раймонда Паулса, послушала, после чего маэстро зашел ко мне в гримерку и сказал сочувственно: «Ну, девочка моя, теперь берегись...» И после этого она в какой-то передаче отозвалась обо мне не очень хорошо. В общем, я не знаю, кто виноват, но мне стали перекрывать кислород. Лишили всех радио- и телеэфиров, стали реже приглашать на гастроли. Я была вынуждена распустить свой коллектив - двадцать человек: музыкантов, балет, администраторов».
Последняя песня, которую Пугачева спела на музыку Паулса стала - «Я ждала вас так долго». Ее Пугачева спела аж в 1991 году, т.е. после более 10 лет после «Маэстро».
Алла Пугачева:
Я, наверное, никогда не привыкну к вашей музыки, Маэстро. Во всяком случае к том, как вы извлекаете любую ноту из клавиатуры. Всего то их семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, но я поклоняюсь, приклоняюсь перед вашим талантом все эти годы. И я счастлива, что имею честь называться вашим другом... Я так официально, блин... Что бы запомнил ты это! Раз и навсегда. Я действительно счастлива, что у меня был такой удивительный период, когда из девочки-хабалочки Пугачевой Аллочки, Маэстро сделал из меня такую Гранд-даму. Мне и сейчас тяжело в этом ходить, понимаешь? Но твои песни и твоя музыка обязывает... Но слава Богу не только твои концерты у меня, но и свои. Но каждый приезд Раймонда Паулса в Москву, в Петербург, в любую страну, в любой город - это событие, потому что прикоснуться к этому Таланту, это самая величайшая радость. Спасибо, Раймонд.