Игорь Николаев - советский и российский поэт и композитор-песенник, эстрадный певец, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации. Николаев родился в городе Холмск (о. Сахалин) 17 января 1960 года. После окончания музыкальной школы, поступает в Сахалинское Музыкальное училище по классу теории музыки. В 1975 году переезжает в Москву, где продолжает учёбу в Музыкальном училище при Московской Консерватории им. П. И. Чайковского. С 1980 года начинает работать в качестве клавишника и аранжировщика в ансамбле Аллы Пугачевой «Рецитал». К 1983-му пишет для нее первые песни: «Айсберг» и «Расскажите, птицы». В 1986 году начинает сольную карьеру. Первая пластинка - «Мельница» - выходит в 1987 году. На сегодняшний день дискография Игоря Николаева (как исполнителя) насчитывает 12 альбомов, а количество хитов маэстро, которые исполняют российские (и не только) звезды, вообще не поддается подсчетам.
- Игорь Юрьевич, с чего началась ваша работа в «Рецитале»?
- Начал с аранжировки песни «Беды». Эта песня готовилась для концерта «Олимпиада-80», так называемая «олимпийская программа», премьера которой состоялась в Театре Эстрады. Но готовились заранее, за полгода, с декабря 79-го. В программе были абсолютно новые песни, некоторые, к сожалению, массовый слушатель не знает: «Тише», «Я больше не ревную», «Нида»...
«Тише» - совершенно классная вещь. Классная, именно в живом исполнении. Она так и не была записана в студии. Мы собирались вокальной репетицией, раскладывали все на голоса...
- А вот расскажите о «Ниде». Это же первая песня, которую вы написали для Аллы Борисовны.
- Да, действительно, «Ниду» я написал в 1980-м году. Она пару раз была исполнена на концертах. Может, у кого-то сохранилась она? Но тогда не было таких средств записей, как теперь: мобильный телефон включил и записал. В 80-м году такой возможности не было, поэтому никто не «поймал» исполнение «Ниды», а в студии мы ее так и не записали. Но по факту, если говорить о хронологии, «Нида» действительно наша с Аллой Борисовной первая песня.
- А почему не записали?
- Не знаю. Не понимаю даже, почему. Но у каждой песни своя судьба, у этой - вот такая вот.
- Вы сказали, что в составе «Рецитала» начали готовить программу уже в декабре 79-го, но ведь «Рецитал» образовался чуть позже? То есть вы пришли не в «Рецитал»?
- Я пришел в так называемый какой-то новый коллектив. А с января 80-го все уже репетировали в этом составе. Уже появился Саша Юдов. Он пришел из «Лейся песня», принес новый синтезатор, которым все восхищались. Из «Ритма» остались Юра Шахназаров, Толгат Тухтамышев, Валера Ашиков, Саша Розанов, Толя Протасов. А вот Дима Атовмян, Саша Левшин, Руслан Горобец появились уже позже...
- А вы общаетесь сейчас с ними? Поддерживаете отношения?
- Да, конечно. С Русланом Горобцом, с Павлом Жагуном. Паша вообще мой ближайший друг и соавтор. Совершенно уникальный поэт. Он - автор огромного количества песен, создатель группы «Моральный кодекс». Все мои первые песни я писал вместе с ним: и «Старая мельница», и «Незнакомка», и «День рождения - грустный праздник», и «Сто друзей» для Аллы Борисовны, и «Желаю счастья в личной жизни», и «Стеклянные цветы» - это все Пашины слова.
на фото: Павел Жагун, Игорь Николаев, Алла Пугачева, Руслан Горобец и Александр Левшин
- Недавно телевидение Польши показало сольный концерт Аллы Пугачевой в городе Зелёна-Гура. Помните его?
- Интересно! Я помню Зелёна-Гуру прекрасно! Я ехал сдавать экзамены, учился у Игоря Бриля в Институте Культуры. Председателем экзаменационной комиссии был Юрий Саульский. А при этом, он еще сидел в жюри Зелёна-Гуры, поэтому по иронии судьбы мы оба опаздывали в институт. Я в качестве студента, сдающего госэкзамен, а он в качестве председателя приемной комиссии. Это было забавно. Мы вместе летели с одного фестиваля, и я ему сказал, что только что мы были как бы на равных: музыканты и композиторы, а сейчас приедем в институт, и он будет сидеть с умным видом и у меня экзамен принимать. Но он сказал: «Не сомневайся! Имеешь хорошую оценку. Поэтому даже не думай!» Было весело. Я поэтому запомнил Зелёну-Гуру, запомнил Аллу, Юрия Саульского, этот зал... он чем-то напоминает юрмальский, только побольше деревьев, а сама сцена находилась в сосновом лесу. Такие корабельные высокие сосны... А запись интересно было бы посмотреть. Я бы разместил ее и на своем сайте.
- А это была ваша первая зарубежная поездка?
- Нет, конечно. Первая поездка была в 80-м году. Эта была поездка в Чехословакию и ФРГ. Не было тогда страны Германия, были ФРГ и ГДР. Для нас это был первый выезд «Рецитала» за границу. Для нас это было «ВАУ»! Фантастика! Правда, проходили мы все унизительные заседания горкомов, парткомов, райкомов партии... Но по молодости это все было даже весело. Все учили какие-то фамилии каких-то секретарей ЦК ФРГ, Чехословакии...
В Чехословакии было очень хорошо. Поразили многочисленные сорта колбасы на прилавках, приемы мэров маленьких городов. Они нас упаивали в хлам. Пили мы всякую сливовицу и всякие чешские радости... А когда мы переехали в ФРГ... Для меня это было первое посещение капстраны... Это, конечно, потрясающе! Гостиница у нас была рядом с Кольским собором. Мне было 20 лет, я был впечатлительным юношей. Хотя все мы были впечатлены. Никто ничего никогда не видел. Все потащили с собой на обмен бинокли, водку и икру. Я наменял много музыки! Я привез в обмен на водку альбом Элтона Джона!...
- А как меняли?
- Я зашел в магазин, сказал, что вот - «рашен водка». Продавец как-то проникся ко мне. Дал мне этот альбом Элтона Джона и еще в довесок пластинку Донна Саммер, правда, сорокопятку, на ней было всего две песни. Все были в шоке, когда узнали, что за бутылку водки можно получить две пластинки. Все побежали к этому мужику, но он уже был холоден ко всем. Мол, спасибо, но больше водки не надо.
- А поездку в Японию помните?
- Это была клааассная поездка! Клааааассная! Я первый раз оказался в Японии. Не знаю, была ли Алла Борисовна в этой стране до этого или это ее тоже первая поездка... Мы ездили втроем: Женя Болдин, Алла и я. Там популярная японская певица Токико Като пела на японском языке две песни из репертуара Аллы Пугачевой: «Миллион роз» и «Сто друзей». Как автор этой песни я поехал в Японию, как аранжировщик проводил репетиции с ее группой, и даже в финале концерта пели эту песню. Концерт был только один в Токио, но в Японии мы были целую неделю. Мы ездили в Киото - в древнюю столицу Японии... Потрясающие были встречи. Мы впервые с Аллой Борисовной открыли для себя караоке. Никто же не знал, что это такое. Простые люди могут зайти в ресторан, взять микрофон и спеть!
- А сами попробовали спеть?
- Мы пели песню «У моря, у синего моря». Там на экране плыли японские иероглифы, но мы, естественно, пели по-русски. Ну, и естественно, «Миллион алых роз».
- Там были эти песни в караоке?
- Да. Мы были в совершенном восторге от самого принципа караоке. Для нас это была революционная история! Кто мог подумать, что пройдет несколько лет и вся страна наводнится этими караоке? А ведь в 1987-м году никто у нас в стране этого слова вообще не знал! Поразительно, как внезапно происходят перемены!
- Этот вопрос меня очень попросили задать поклонники Аллы Пугачевой. Дело в том, что возникла некоторая путаница с датой премьеры песни «Айсберг». Когда она должна была все-таки состояться? В одном интервью вы сказали, что Алла Борисовна должна была исполнить эту песню в концерте ко Дню милиции. Его отменили из-за смерти Брежнева, и премьера отодвинулась на два месяца до «Новогоднего Аттракциона». Но Брежнев умер в ноябре 82-го, а Пугачева спела «Айсберг» в «Новогоднем Аттракционе» в январе 84-го (снимался он в декабре 83го), то есть фактически получается, что песня пролежала у Пугачевой больше года? Или как?
- Не знаю, как так получилось... Но я точно помню, что «Айсберг» должен был прозвучать в том отмененном концерте ко Дню Милиции. Но вы поймите, у меня тоже уже память прилично затянута дымкой времени... Я могу восстанавливать события, но только до определенной степени. Я эту картину запомнил так.
- А кто был первым исполнителем песни?
- Публично песню на сцене «Театра Эстрады» исполнили Ольга Зарубина и Александр Выгузов, который впоследствии взял псевдоним Александр Малинин.
- Тогда такой вопрос: раз они были первыми исполнителями, то какой текст они пели? Ведь третий куплет песни появился, когда над ней стала работать Алла Пугачева.
- Это правда! А Зарубина и Выгузов пели два куплета, первоначальный вариант. Вы поймите, я же не являюсь единоличным автором песни. Есть же еще автор текста. Она (Лидия Козлова - прим.) имела право отдавать эту песню тому, кому она считала нужным. Песня была написана, что с ней делать. Нужно же, чтобы ее кто-то пел...
- Но Зарубина и Малинин пели под вашу музыку?
- Да.
- А Пугачева сильно правила текст и музыку?
- Ну, вот на примере «Айсберга» появился третий куплет. Уж не знаю, как это считается: сильно или нет? Каждый раз по-разному. Например, в песне «Прости, поверь» вообще ничего не поменяла. Она пришла, спела за пять минут и ушла из студии. За пять минут! С одного дубля! Также с песней «Балет». Ничего в ней не менялось.
- А было такое, что вы были резко против вносимых изменений в песню?
- У нас такого не было никогда.
- То есть полностью доверяли?
- Мы же вместе делали песню. Песня - это что такое? Это результат посиделок, общения, музицирования. Мы очень плотно общались тогда, грубо говоря, 24 часа в сутки. И на гастролях с утра до вечера, а после концерта - ужинать, на другой день - завтракать, на сцене перед концертом - репетиция. Мы расставались только на сон.
- А откуда возникали такие образы, как «две звезды», «осенний поцелуй», «озеро надежды»? Это же неустойчивые фразеологические сочетания. Почему именно две звезды, а не три, например?
- Три звезды - это уже армянский коньяк.
- Вот именно! «Три звезды» - устойчивое сочетание, которое на слуху. А у вас в песнях много таких неожиданных вариантов, как «озеро надежды» или «дельфин и русалка».
- Ну, это самое сложное в песне - название. Нужно же, чтобы людям песня запомнилась и осталась в памяти. Никогда дельфин не жил вместе с русалкой. Были истории про дельфинов, про русалок, но вместе они никогда не жили. А теперь - живут. Откуда приходят эти сочетания, я не знаю. Не могу этого объяснить. Вспомните у Ханса Кристиана Андерсена: балерина и стойкий оловянный солдатик? Где у них точка соприкосновения, я не понимаю. Но так померещилось ему, привиделось, и появилась эта сказка...
Про «Две звезды»: у меня был день рождения, погуляли прилично. Мой день рождения 17-го января, а отмечали мы всегда 16-го, по-сахалинскому времени. Все уже знали, что отмечем по-сахалинскому времени. Собирались в 11 вечера, ждали 12 ночи, а потом уже гуляли дальше. Ждали, как Новый год. В один из таких дней рождения, утром 17-го января все пришли в себя, сели чай пить, завтракать, я сыграл на рояле эту песню. Всё! Я сыграл ее утром, а вечером мы уже сделали аранжировку и записали ее в студии. В этот же вечер! 17-го января...
- А где записывали?
- У Кальянова на студии. Это уже студия, которая была в Олимпийском.
- А вы знаете, что до вас музыку к песне «ХХ век» писал Раймонд Паулс, и Алла Борисовна в 1981-м году пела ее? Почему потом она попросила написать музыку вас?
- Я не знаю ничего об этом. Для программы «Пришла и говорю» требовалась такая «острая» песня, социального звучания. Я написал песню «Расскажите птицы», и эта песня стала как бы продолжением этой социальной темы. Текст «ХХ века» принес Илья Резник. Я написал музыку, придумал эту тему, которую Сашка Розанов сыграл на флейте, тему двадцатого века.
- А почему именно на флейте?
- А к этой песне решили добавить эпиграф Мандельштама «Век мой, зверь мой», в нем как раз эта история была: «узловатых дней колена нужно флейтою связать». Отсюда появилась флейта. Ничего такой был номер по тем временам. Достаточно острый. Потом эта песня была экранизирована в фильме «Пришла и говорю».
А то, что изначально была музыка Паулса, я даже не знал. Первый раз об этом слышу. Но это интересно как факт биографии. Но вдвойне приятно, что из двух вариантов Алла выбрала именно мой, и потом именно его она исполняла в концертной программе и в фильме.
- Вы написали песню «А клоунам снятся»?
- Да. Для цирковой программы Юрия Куклачева (программа называлась «Город и мир» - прим.) я написал 10 песен. Это была программа для цирка на Воробьевых горах. Песни написаны вместе с Леонидом Дербеневым. Он писал слова, я - музыку.
- А как получилось, что Алла Борисовна спела эту песню?
- Так и получилось. Эти песни спели Пугачева и Леонтьев. Пять спела Алла Борисовна, пять Валерий Яковлевич.
- Вы знаете, я тут посчитал, сколько вы песен написали для Аллы Борисовны, получилось 33.
- Красивое число! Это вы считали слова и музыку?
- Да.
- Тогда неправильно считаете! Нужно делить слова и музыку, считать по отдельности, тогда получится намного больше (смеется). А то Резник считает, что песня его, а ведь он написал только одни слова. Правильно? Значит там, где я написал слова и музыку, можно считать, что это две песни! ( Тогда получается 46 - прим.)
Беседовал Ермолаев Алексей
Фото: Ермолаев Алексей, Оксана Гетманова,
Борис Саенко и из архива Аллы Пугачевой