Борис Моисеев - танцовщик, хореограф, поп-певец, артист эстрады; родился в 1954 году в Могилёве. Окончив школу, уехал в Минск, где поступил в хореографическое училище. Учился у балерины Младинской. После окончания училища работал на Украине в Харьковском театре оперы и балета, начав с должности артиста и закончив хореографом-постановщиком. В 1975 году уехал в Каунас, где танцевал в музыкальном театре. Позже стал главным балетмейстером литовского оркестра «Тримитас». В 1978 году создал танцевальное трио «Экспрессия», позднее трио стало работать с Аллой Пугачёвой, а с 1987 года начало сольную карьеру, выступая в клубах Италии, Франции и Америки.
В 1991 году коллектив вернулся в Россию, а год спустя вышел первый спектакль, в котором трио «Экспрессия» стало масштабным шоу-проектом «Борис Моисеев и его леди». Далее Борис выпускает шоу практически ежегодно: «Боря М + Бони М», «Шоу продолжается - памяти Фредди Меркьюри», «Каприз Бориса Моисеева», «Дитя порока», «Падший ангел», «Королевство любви», «Просто Щелкунчик», «Не отрекаюсь», «Чужой», «Империя чувств», «Десерт» и др. Дискография Моисеева-исполнителя насчитывает 11 альбомов, последний из которых - "Пастор" - вышел в этом году.
Борис Моисеев - трехкратный обладатель премии "Овация", пятикратный обладатель премии "Золотой Граммофон". В 2006 году ему присвоено звание Заслуженного артиста России. Официальный сайт: http://bmoiseev.com/
- Борис, вы хорошо выглядите, полны сил! Как вы себя чувствуете?
- Прекрасно себя чувствую. Выпустил недавно альбом, снимаю клипы, а еще получил роль в кино.
- Слышал недавно, вы перепели песни «Святая ложь» и «Крысолов» из репертуара Аллы Пугачевой.
- Я счастлив, что Алла Борисовна мне разрешила исполнить эти хиты своего времени. В 2010 году мы встречались с ней после осеннего показа Валентина Юдашкина. Я тогда попросил у нее возможность спеть две песни: «Крысолов» и «Как-нибудь, с кем-нибудь»... Она сказала, чтобы вместо песни Розенбаума я спел «Святую ложь». Алла очень тонко чувствует людей. А песни эти ведь и сейчас достаточно актуальны. Особенно слова. Ну а музыка, это вообще что-то за гранью. Толик Лопатин придал этим композициям такую современную ноту.
Алла Пугачева и трио "Экспрессия" - "Крысолов"
- Сейчас вообще стало модно перепевать песни из репертуара Пугачевой. Вы были одним из тех, кто первым «посягнулся» на них.
- Ну, скажем так, что мода перепевать песни появилась не сейчас. Другое дело, что хорошую песню найти не так легко, как кажется. Песня - она основа любого шоу. И не в любой песне лежит мудрость или сверхидея, которая должна остаться после прослушивания. Это философия, к которой приходишь с годами.
Я спел «Люди, люди». Спеть ее предложила мне сама Алла. В 1997 году состоялся концерт «Сюрприз для Аллы Борисовны», на котором все исполняли ее песни. Вот она предложила мне спеть эту. Я спел. Так она осталась в моем репертуаре.
- Не страшно было перепевать после Пугачевой?
- Страшно перепевать, если нет согласия! Тогда да! И потом, у меня же была совершенно другая подача, другая аранжировка и немножко другие ноты. "Люди, люди" я считаю попаданием в десятку! Я думаю, что она очень подходит мне.
Я же спел еще «Бокал» Высоцкого, тоже из репертуара Пугачевой. Эта песня нужна была в концепции моего спектакля, моего шоу. Она очень строгая, мужественная, брутальная, красивая песня с элементом мужского танго. Танго для одного человека... «Соло-танго» - я для себя эту песню так назвал. Мне очень она нравится.
- А недавно вы ещё спели «Не отрекаются любя»...
- Недавно? Уже лет десять прошло, как ее спел... Я эту песню всего несколько раз исполнял. Но Алле не понравилось, как я её спел...
- Почему?
- Ну вот что-то не понравилось... Так что если Пугачева будет во время какого-то моего концерта или выступления в зале, я эту песню исполнять не буду.
Ну, и если говорить о песнях, то я у неё уворовал одну...
- Уворовали?
- Я своровал ее, честно вам признаюсь. Эта песня «Пой, сердце мое». Она очень похожа на «Старинные часы». Я ее украл просто (смеется).
- А Алла Борисовна об этом знает?
- Да! И ей эта песня тоже нравится (смеется). Но я красиво уворовал ее! Очень тонко. Есть, конечно, отличие. Чуть-чуть. А так вся мелодия оттуда.
- А когда вы познакомились с Аллой Борисовной?
- Это было в конце семидесятых. Я работал тогда на модных дискотеках Прибалтики. Ей тогда очень понравилось то, что я делаю. Она пригласила меня к себе за стол и позже предложила работу в своем театре.
- А может быть, припомните какой-нибудь интересный случай из вашей совместной творческой биографии?
- У нас с ней очень много было случаев. Мы очень любили друг друга, уважали друг друга. Особенно тесно сотрудничали в момент подготовки шоу «Пришла и говорю». Я помню, как в одно утро Алла Борисовна была дико расстроена. Она не хотела ни ехать куда-то, ни репетировать... А я пришел за ней, сказал, что нужно репетировать с балетом, надо заниматься... Она так не хотела никуда идти, но я все-таки настаивал, говорил: «Ну пойдем, ну пойдем». А она: «Как пойдем?» Я заговорчески прошептал ей: «Давай пешком пойдем, будем говорить с тобой, обсуждать что-то...» В итоге мы с ней от улицы Горького (сейчас это Тверская) пешком пошли до Олимпийского. Она надела какой-то парик, косынку, плащ, чтобы ее никто не узнал. А меня и так не узнавали. Меня мало еще тогда знали. Меня узнали позже, после премьеры фильма и шоу... Так что мы вот так ходили на репетиции, прячась от народа. И нам очень это нравилось.
Алла Пугачева и Борис Моисеев репетировали даже во время отдыха
А однажды она меня просто спасла! Вылечила мне ногу! Дело было на концерте в Сочи. Там были такие декорации... такая лестница крутая... Спускаясь по этой лестнице, моя нога попала в щель... Я содрал всю кожу, но номер пришлось дотанцовывать. Уже за кулисами вызывали "скорую", стали останавливать кровь, перевязывать ногу... Но я понял - всё, конец! Больше работать с такой ногой не смогу. Поехал к Алле, сообщить ей об этом. А она спокойным голосом сказала: "Да ерунда все это! Снимай свою повязку!". А вся повязка уже и так была промокшей, в крови... Алла взяла со стола бутылку водки, открыла ее и всю прямо из горла вылила на мою ногу. И вылечила! К утру ничего уже не было... Только маленький рубец остался как напоминание!
- Вы не раз называли Пугачеву своим учителем...
- Это правда! Алла для меня - настоящий учитель. То, как она общается с залом, со зрителями, то, как ведет на сцене или ставит номера. Это большая школа, учеником которой мечтают быть многие... К счастью в моей жизни есть такая школа и этот опыт, который дала мне она.
Вот сейчас все слушают «Не высовывайся, дочка». Вот это и есть ее настоящая мудрость. Самое главное - не провоцировать скандалы.
- А почему все же перестали работать с ней?
- Алла Борисовна - потрясающий педагог и учитель. Она очень требовательна к тем, кто работает рядом с ней. Я понимал, чтобы быть интересным нужно развиваться. И в какой-то момент я принял для себя решение идти дальше. Я уехал в штаты на несколько лет, где продолжал работу и искал новые творческие формы.
- В 1999 году вы записали с Аллой Борисовной дуэт "Две свечи". Расскажите об этом поподробнее.
- У меня готовился сольный спектакль «Щелкунчик». Я пригласил Аллу Борисовну выступить. Она сначала вроде даже отказалась: «Ну что я пойду просто так к тебе? Мне не интересно...», - сказала она мне. И тогда я предложил ей сделать совместную песню. Она согласилась. Я принес ей заготовку, она послушала, ей понравилось, и мы спели.
Для меня это было большой победой и большой гордостью за себя, что Примадонна спела со мной дуэтом! Что касается записи, то самая высокая школа, которую я бы мог себе представить на записи песни, это была школа Аллы Борисовны! Она удивительно работала: взяла меня за руку, сказала всего два слова: «Не стесняйся и пой!» Я перестал стесняться и спел! И мы буквально за три-четыре дубля записали эту песню. Очень быстро записали. Я был в шоке! Меня это так поразило и так обрадовало... нет, не обрадовало, не то слово... какой-то торжественный приятный душевный вздох что ли, огромное удовольствие я получил. Песня очень красивая, с таким романтическо-ностальгическим запахом и духом. Как пламя свечи. Эта песня не кричащая, она очень камерная и интеллигентная, если можно так сказать.
- Я знаю, что какая-то чуть ли не мистическая история произошла с этой песней, когда ее свели, и вы поехали отвозить ее Пугачевой.
- Да. Я позвонил Алле, сказал, что песня готова. Она сказала: «Ну, давай, вези!» А тогда она жила на своей даче на Истре. Я всю ночь катался по округе, не мог найти ее дома! Всю ночь где-то там болтался, звонил ей... А она всю ночь ждала песню. И где-то только в пять утра, под рассвет, я наконец-то нашел ее дом и привез ей песню. Она долго смеялась, говорила: «Ну, ты идиот, наверное, как ты мог не найти мой дом?» Ну, вот такой интересный случай произошел, а я просто не в ту сторону тогда поехал...
- Ну и два традиционных вопроса: какая любимая и нелюбимая песня в репертуаре Пугачевой?
- Мне не нравится «Арлекино».
- Почему?
- Не знаю. Не нравится и все. Песня хорошая, но не моя.
- А какие нравятся?
- «Люди, люди», дуэт с Кристиной «Опять метель», «Старинные часы»... Под эту песню я могу плакать (да и плакал под нее часто). Я люблю «Не отрекаются любя»... да я все ее песни люблю безумно! У меня дома есть ее «Коллекция» из 13 дисков, которую она выпустила в 1996 году, и очень часто ее слушаю. Очень часто. Скажу вам честно, она - мой главный педагог по пению. Я учусь у нее очень много. Стараюсь по-своему, конечно, насколько Бог дал мне голоса... Но я всегда слушаю ее: как она выговаривает буквы, как она точно дает звук...
На проекте "Две звезды". 2007 год
Беседовал Ермолаев Алексей
Фото: Ермолаев Алексей, Алексей Агеев и из архива Аллы Пугачевой