Другие исполнители песни:
- трио "Меридиан"
- Анна Широченко
- группа "Город 312" ("Старые песни о главном. Новогодний концерт в Кремле", 2009; "Песни для Аллы", 2010)
- Ирина Линдт (концерт "Музыка кино" ("Эльдар Рязанов представляет...")
Белла Ахмадулина
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.
Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.
О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.
Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.
Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.
Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и - мудрая - я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.
И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.
И вот тогда - из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.
1959
Диана Берлин:
Режиссер картины Эльдар Рязанов обычно работал с композитором Андреем Петровым. Но в 1975 году, когда начинались съемки картины, А.Петров был занят. Он работал на первом совместном советско-американском фильме "Синяя птица", где были заняты главные звезды Голливуда тех лет. И Эльдар Рязанов остался без "своего" композитора.
Находясь на отдыхе, на юге, он случайно встретил там Микаэла Таривердиева, и рассказал ему о своей задумке: о том что он хочет снимать такой фильм, что у него есть мысль, чтобы там появилось несколько таких зонгов, он даже не говорил слово песня, что он хотел попросить нескольких композиторов, чтобы они попытались написать музыку к этому фильму. И тогда он сможет на правах режиссера выбрать несколько песен, на стихи предложенных им авторов, но композиторы будут разные. На что Таривердиев, улыбаясь ответил, что вообще-то он в конкурсах не участвует. Попросил Рязанова дать ему эти стихи, и сказал, что попробует написать музыку. Через небольшое количество времени Таривердиев показал Рязанову эти романсы. Рязанов принял всё, таким образом Таривердиев стал единственным композитором "Иронии судьбы".
Во времена, когда снимался фильм "Ирония судьбы" многие из этих поэтов были полузапрещены. Книги их не выпускались, с большим трудом доставали их сборнички, перепечатывали. И когда на экран вышел фильм с романсами на стихи Марины Цветаевой, Бориса Пастернака, Владимира Киршона, который вообще был запрещен, это было неожиданностью.
Радиопрограмма "Мастера", 2009 год
Сергей Никитин:
- Почему в титрах в кинофильме «Ирония судьбы» не было фамилий исполнителей песен?
- Ну, это было такое время, когда это было вообще не принято.
- Скрывалось.
- Да. Ну и авторам фильма хотелось, чтобы все думали, что актер сам поет. Между прочим, когда я первый раз его смотрел по телевизору, у меня было жуткое чувство раздвоения, потому что настолько голос сливался, и мне казалось, что Мягков сам и поет. Но народ правду узнал, и про Пугачеву, и про Талызину (смеются).
Радио "Эхо Москвы", программа "Дифирамб" с Ксенией Лариной, эфир от 4 января 2009 г.
Эльдар Рязанов:
- Пугачева была, в общем, - никому неизвестная певичка, которая «шастала» по каким-то гастролям. Из Орла – в Липецк, из Липецка – в Брянск, из Брянска – вообще в Харьков и т.д. И она между гастролями какими-то заезжала к нам, я помню простуженная, и замечательно пела. И Микаэл с ней работал, а я ей объяснял (она не читала сценарий), я ей объяснял, что там нужно и т.д. и т.д. Работала бесподобно.
…
Талызина совершила невероятный подвиг, тем более анонимный, потому что не было в титрах, что это она озвучивает роль Нади. Понимаете, мы не должны были разочаровывать зрителя, что говорит другая актриса, и поет другая актриса. И Пугачевой не было в титрах, это уж потом я раскрыл все эти секреты.
Первый канал, 31 декабря 2011 г., документальный фильм «Ирония судьбы». Рождение легенды»
Лев Громин, автор статьи:
- Неожиданно, однако, в многочисленных интервью и беседах, последовавших за фильмом, возникли фамилии людей, исполнивших за кадром те самые песни, что так прочно слились с образами, созданными Андреем Мягковым и Барбарой Брыльской.
Алла Пугачева только недавно успела записать своего «Арлекино», который станет потом ее «фирменным знаком», точкой отсчета, стартовой площадкой беспрецедентного в истории нашей эстрады творческого взлета. Но взлет этот будет идти по совершенно иной траектории, никак не пересекаясь с песнями Таривердиева, записанными для «Иронии судьбы». Достаточно сказать, что через год, когда пойдет речь о создании стереогиганта с песнями из телефильма, Пугачева уже не сможет повторить их, и на пластинке прозвучат технически неидеальные монозаписи, взятые из фонограммы киноленты.
Имя Сергея Никитина, записавшего мужскую партию и гитарный аккомпанемент всех песен, было известно в весьма узких кругах – авторам, исполнителям и почитателям самодеятельной песни, среди которых Сергей ходил «в ветеранах».
…
Алла Пугачева, когда у нее спросили года три назад, как работалось на записи песен из «Иронии судьбы» с Сергеем Никитиным, ответила: «Да не помню я его, приходил какой-то гитарист…»
«Смена», №18, 1981 г., статья Л. Громина «Мелодия на два голоса», рубрика «Клуб «Музыка с тобой»