Е. Дегтярев (автор статьи):
…Охапки цветов «для Пугачевой» отнесены в ее комнату и разобраны участниками спектакля, это и их букеты. А со сцены в бессильно опущенной правой руке она уносит единственную ветку с двумя пунцовыми розами на ней. Рядом, словно поддерживая, молча идет Кристина. Впервые в жизни именно в Донецке и она познала концертный труд, сыграв роль в песне «Двадцатый век».
издание уст. не удалось, статья "Алла Пугачева. Работа и песня", авт. Е. Дегтярев, 1985 год
Т. Бутковская (Текст с плаката "Алла Пугачева"):
В 1984 году Пугачева выпускает свою новую концертную программу «Пришла и говорю». Режиссер-постановщик, автор сценария, руководитель коллектива «Рецитал», в который, кроме музыкантов, входит балетная группа и танцевальное трио «Экспрессия», она делает свое шоу-представление. Несмотря на пеструю внешнюю атрибутику и обилие участников, главным действующим лицом спектакля остается Песня - новая неожиданная, которую нельзя «мурлыкать», выходя из зала...
- Я шла на это сознательно. Для меня было важным, чтобы зрители задумались, зачем я к ним пришла и о чем говорю, а не запоминали очередной мотивчик. Говорила я о том, что человек не должен все время топтаться на месте, смотреть себе под ноги, иногда нужно поднимать глаза к небу, чтобы увидеть птиц... услышать ХХ век. «Чтобы вырвать век у плена, чтобы новый век начать, узловатых дней колена нужно флейтою связать...»
текст с плаката "Алла Пугачева", 1989 года
Осип Мандельштам "Век":
Век мой, зверь мой, кто сумеет
Заглянуть в твои зрачки
И своею кровью склеит
Двух столетий позвонки?
Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
Захребетник лишь трепещет
На пороге новых дней.
Тварь, покуда жизнь хватает,
Донести хребет должна,
И невидимым играет
Позвоночником волна.
Словно нежный хрящ ребенка
Век младенческой земли --
Снова в жертву, как ягненка,
Темя жизни принесли.
Чтобы вырвать век из плена,
Чтобы новый мир начать,
Узловатых дней колена
Нужно флейтою связать.
Это век волну колышет
Человеческой тоской,
И в траве гадюка дышит
Мерой века золотой.
И еще набухнут почки,
Брызнет зелени побег,
Но разбит твой позвоночник,
Мой прекрасный жалкий век!
И с бессмысленной улыбкой
Вспять глядишь, жесток и слаб,
Словно зверь, когда-то гибкий,
На следы своих же лап.
Кровь-строительница хлещет
Горлом из земных вещей,
И горячей рыбой мещет
В берег теплый хрящ морей.
И с высокой сетки птичьей,
От лазурных влажных глыб
Льется, льется безразличье
На смертельный твой ушиб.
1922
Игорь Николаев:
- А вы знаете, что до вас музыку к песне «ХХ век» писал Раймонд Паулс, и Алла Борисовна в 1981-м году пела ее? Почему потом она попросила написать музыку вас?
- Я не знаю ничего об этом. Для программы «Пришла и говорю» требовалась такая «острая» песня, социального звучания. Я написал песню «Расскажите птицы», и эта песня стала как бы продолжением этой социальной темы. Текст «ХХ века» принес Илья Резник. Я написал музыку, придумал эту тему, которую Сашка Розанов сыграл на флейте, тему двадцатого века.
- А почему именно на флейте?
- А к этой песне решили добавить эпиграф Мандельштама «Век мой, зверь мой», в нем как раз эта история была: «узловатых дней колена нужно флейтою связать». Отсюда появилась флейта. Ничего такой был номер по тем временам. Достаточно острый. Потом эта песня была экранизирована в фильме «Пришла и говорю».
А то, что изначально была музыка Паулса, я даже не знал. Первый раз об этом слышу. Но это интересно как факт биографии. Но вдвойне приятно, что из двух вариантов Алла выбрала именно мой, и потом именно его она исполняла в концертной программе и в фильме.
из интервью официальному сайту А. Пугачевой
Илья Резник и Алла Пугачева:
- А помнишь, вот это, песню "Комар", он дал мелодию, на латышском языке? О комаре песня у него. Комар, который кусает его. Ну вот. Посидели, так сказать...
- И написал он текст.
- Я написал текст "XXвек".
- Колоссальный текст.
- "Век двадцатый, странный век..."
- Текст оказался лучше, чем музыка, теперь вот музыку надо переделывать.
- Да, теперь музыку надо переделывать.
- Музыка-то была под "Комара"!
из интервью, известном под названием "Ножницы", 1982 г.