Текст песни:
В кантате 10 эпизодов. 1. Пролог. «Вот рассказ о тяжелой страшной гибели доктора Фауста» (хор). 2. Близок час. «Когда минули 24 года...» (рассказчик, Мефистофель, хор). 3. Прощание Фауста со своими учениками и друзьями. «Все идут в трактир, садятся за стол...» (хор, рассказчик). 4. Исповедь Фауста. «Досточтимые любимые господа, друзья мои...» (Фауст, хор, рассказчик). 5. Скорбь друзей. «Раз уж так и другого быть не может...» (хор, рассказчик). 6. «Ложное утешение» (Мефистофелем Фауста). «О, Фауст мой, что за малодушие?.. (Мефистофель - обе партии, двухголосно). 7. Гибель Фауста. «А после двенадцати, к часу ночи...» (Мефистофель, хор). 8. После смерти Фауста. «Те же магистры, бакалавры, студенты...» (рассказчик, хор). 9. Эпилог (хор). 10. Заключительный хорал (итог кантаты, назидание потомкам). «Так бодрствуйте, бдите! Всечасно враг ваш лютый, Диавол жаждет жертв!» (четыре солиста, хор).
Кульминация кантаты - сцена расправы Мефистофеля над Фаустом. Как представить ее в музыке? Это было проблемой для композитора. Сначала композитор решил воссоздать этот эпизод экспрессивной диссонантной музыкой, что вполне в духе эстетики ХХ века. Но вскоре понял, что так он не достигнет нужного ему эффекта. Вот как об этом говорит он сам: «Чтобы передать атмосферу адской пропасти, требуется некое стилистическое унижение, шокирующий стилевой контраст. И для этого я воспользовался ритмом танго». «Шлягер - хорошая маска всякой чертовщины, способ влезть в душу, поэтому я не вижу другого способа выражения зла в музыке, чем шлягерность».
Эпизод этот производит сильнейшее впечатление. Бьет 12 часов. И с последним ударом появляется Мефистофель-убийца, каратель. Эстрадная певица (первоначально предполагалось, что это будет Алла Пугачева) с микрофоном идет через весь зал, поднимается на сцену и одновременно поет шлягерную мелодию. Контраст между элементарным напевом и страшным натуралистическим текстом, в котором описываются ужасающие подробности гибели Фауста, разителен. Это и есть то, что композитор как-то назвал «унижением банальностью».
Концертная жизнь этого произведения была непростой. После первой репетиции (с Аллой Пугачевой) концерт был запрещен. Так получилось, что премьера «Фауста» состоялась в Вене и только через четыре месяца, 23 октября 1983 г. (после многих ходатайств и несмотря на продолжающиеся препоны) - в Москве, а потом, в 1984 г. - в Ленинграде (теперь уже с Раисой Котовой в роли Мефистофеля-карателя).
|
Описание:
|
Кантата "История доктора Иоганна Фауста" Альфреда Шнитке написана в 1983 году. Решение роли Мефистофеля было неожиданным - его роль раздвоена на Сладкоголосого обольстителя (контртенор) и Жестокого карателя, Мефистофеля насмехающегося (контральто).
Московская премьера «Фауст-кантаты» стала, возможно, наиболее громким и сенсационным событием в творческой жизни композитора, хотя музыка не была ни скандальной, ни эпатирующей. За исключением эпизода гибели Фауста, где Шнитке вновь обратился к танго: по идее автора слушатель должен был прочувствовать унижение Фауста через унижение стилистическое.
В премьере собиралась участвовать Алла Пугачёва - именно ей предназначалась роль Мефистофеля карающего, достигающая пика в разухабистом танго с саксофонами, неожиданно вторгающемся в суровую, мрачную музыку. Премьеру перенесли, Пугачёва отказалась от участия, тем сильнее был ажиотаж вокруг предстоящего исполнения - конная милиция дежурила около зала Чайковского. Более подробно читайте в разделе "Дополнительно".
|
Исполнение:
- Пугачева так и не исполнила песню |
|
Другие исполнители партии: - Кэрол Вьятт (США) - Раиса Котова - Лариса Долина - Татьяна Атавина
Алла Пугачева: Я никому не советую вообще трогать эту тему (арию Дьяволицы). Это была оратория Альфреда Шнитке по «Фаусу» Гете. Эту роль мне нужно было пропеть, но как только я начинала ее учить, обязательно что-то случалось: то свет гас, то свечи гасли, то здоровье пошатнулось... Вот заболел Шнитке и получилось, что я ее не спела. Может и к лучшему, поди знай...
Программа "Алло, Алла" на "Радио Алла"
Инна Руденко (журналистка, очевидец репетиций): Шнитке - это же полуподпольное имя! Широко известный за рубежом, он был почти неисполняем у нас. Сам маэстро репетирует!...В небольшой комнате, едва вмещающей музыкантов, вижу Шнитке, сидящего молча, в уголочке. А хозяйка всего - певица. Бледное, ненакрашенное лицо, открытый высокий лоб... Явно недовольна чем-то, садится сама к роялю: "Вот смотрите, это танго должно быть ресторанным, мещанским. А это - железное, как фашистский марш". Она начинает петь сидя, вполголоса. Потом встает. Голос звучит уже в полную силу: "Дайте мне сейчас колокола! Нет, не такие, здесь переход к року, колокола в его ритме, еще быстрее, еще тревожнее! Как на пожаре - вот так!"
Валерий Полянский: С Пугачевой состоялась всего одна репетиция в ДК имени Фрунзе. То, что она показала, было, безусловно, очень ярко - многое в ее артистическом багаже имеет, я бы сказал, именно "дьявольский" характер. Композитору ее версия понравилась. Однако в "инстанциях" немедленно был поднят крик: "Что за пошлость, как может эстрадная примадонна петь с освященной временем сцены!" (Первоначально премьера предполагалась в Большом зале консерватории.) Участие Пугачевой, а заодно, исполнение самой кантаты были запрещены. Сейчас, двадцать лет спустя, могу сказать, что рисунок, предложенный Аллой Борисовной, имел мало отношения к тому, что написал композитор. Это были по сути ее вариации на предложенную тему - очень экспрессивные и жесткие. Она вообще сделала свой эпизод центральным номером произведения, увеличив его по размерам вдвое или втрое, что, безусловно, сместило акценты в архитектонике кантаты и даже несколько исказило саму суть притчи о дьяволе и Боге - предупреждение всем, кто пытается вступить в сговор с темными силами, со Злом, притчи, которая именно сегодня более чем актуальна. В роли Мефистофеля однажды выступила и другая известная эстрадная артистка - Лариса Долина. Она спела эту партию в Ленинграде в начале 90-х годов.
Российская газета.Танго смерти. Как Алла Пугачева хотела стать Мефистофелем
Работа над "Фаустом" шла очень тяжело. Алла, и без того склонная к мистике, получила богатую пищу для своей экспрессивной фантазии. Когда певица брала ноты, чтобы порепетировать дома, то во всей квартире гас свет. Домработница Люся зажигала свечи, но их тушили порывы шального ветра... Нечто похожее переживал и Шнитке. Пару раз он даже звонил Пугачевой среди ночи и описывал свои страхи. Но основное препятствие имело совсем не потустороннее происхождение и называлось Союз композиторов. Эстеты и радетели за свое высокое искусство, мягко говоря, не одобряли того факта, что в их "святыню" вторглась "эстрадная певичка". Шнитке в конце концов слег с инфарктом, а когда оправился, то позвонил Алле и сказал, что сопротивление уж очень велико и он не вправе рисковать. Пугачева была сильно уязвлена.
Алексей Беляков, из книги "Алла Пугачева"
Алла Пугачева: (Шнитке) меня пригласил петь в своей оратории, но потом все это отменилось. Наверное, я слишком по-своему сделала ту часть, которая предназначалась для меня, хотя ему вначале и очень нравилось.... Позвонил мне осенью и сказал, что я должна петь так, как он написал. Я ответила, что мне так неинтересно. То, что я видела в итоге (я имею в виду эту часть), мне совсем не понравилось... И потом, сколько было всякой мистики, всякой всячины вокруг! Кошмар какой-то, честное слово! Только я брала ноты (хотите верьте, хотите – нет), как... свет мог потухнуть или кто-то ходил на балконе... В конце концов и Шнитке серьезно заболел. Не трогай дьявола, как говорится! Замучила меня она – эта музыка.
статья "Театр песни - индустрия звезд", Н. Харитонова, газета "За коммунизм" (Тольятти), 19 июля 1989 г.
Алла Пугачева: - Насколько нам известно, композитор Альфред Шнитке предполагал сотрудничество с вами. Чем оно закончилось? - Что касается Шнитке… Он пригласил меня в свою ораторию. Потом все у него отменилось, перенеслось на осень. А когда подошла осень, он испугался приглашать меня во второй раз. Дело в том, что «кусок», который мне дали, я сделала слишком, может быть, по-своему, вложив в эту часть стиль рок, который там напрашивался. Но, видимо, по советам товарищей, композитор не решился на это и отказал мне: «Или Вы поете, как я написал, или…» Я извинилась и сказала, что мне так неинтересно. Что я увидела потом, в конечном результате, то есть ту часть оратории, которую могла петь со своей группой и с оркестром под управлением Г. Рождественского, мне не понравилось.
пресс-конференция, Тольятти, напечатана в газете «Волжский автостроитель», 20 июля 1989 г.
Обложка |
Название |
Год |
Длительность |
Размер |
Качество |
Он-лайн |
Песен не найдено |
Обложка |
Название |
Год |
Длительность |
Размер |
Качество |
Он-лайн |
Клипов не найдено |
Песня выходила на 0 носителях :
|