Другие исполнители песни:
- Людмила Артёменко (пластинка "Всесоюзный телевизионный конкурс молодых исполнителей эстрадной песни "С песней по жизни", 1977)
- Татьяна Буланова (1995); (альбом "Женское сердце", 1998)
- Алена Высоцкая, конкурсант (Конкурс «Пять Звезд» в Сочи, 2005)
- Анатолий Алешин
- Юлия Савичева ("Жизнь прекрасна", телеканал "СТС", 2007)
- Дима Билан
- Владимир Брилёв
- Диана Арбенина и Евгений Дятлов ("Две звезды-2", Первый канал, эфир от 13.04.2008)
- Сергей Галанин и группа "Серьга" ("Песни для Аллы", 2010)
Марк Минков и Алла Пугачева:
М.М.: Вот был случай, когда был съезд Союза Композиторов и Пугачева спела там "Не отрекаются любя", и после этого был еще один съезд, и я говорю: "Пугачева с "Летними дождями". Можно? Значит, я хочу, чтобы была Пугачева." Мне говорит Эдуард Савельевич Колмановский: "Нет, не надо". Я говорю: "Почему?" Он говорит: "Все должны быть в равных условиях." Я говорю: "Это как в равных условиях?" Он говорит: "Ну а как после Пугачевой?" "Ну там же она кончала первое отделение. Кончите тоже первое отделение Пугачевой, и все будет..."
А.П.: Класс! (смеется).
М.М.: Он говорит: "Нет, все должны быть в равных условиях." Я говорю: "Ну, тогда давайте, если в равных условиях, пригласим Краснознаменный ансамбль. Все в фуражках, все одинаково плохо поют, и все будут в равных условиях." И мне пришлось просто отказаться от этого участия в этом идиотском концерте, который длится три с половиной часа, и солдат туда посылают, потому что все орут песни о партии и о Ленине, понимаете? И уже голова начинает болеть после этого. Сейчас как раз было в Союзе Композиторов вот это вот заседание о гражданской песне, где наконец, значит, в очередной раз было сказано, что не надо орать песни о партии и о Ленине. Понимаете, что...
А.П.: Надо просто спеть хорошо! Хорошую песню об этом!
М.М.: ...что через шестьдесят, через 65 лет поняли, что криком не возьмешь, понимаете? И я не знаю, мне кажется, что "Летние дожди" гораздо более патриотическая песня, чем песня о Ленине какая - нибудь.
Интервью 1982 г. (после 9.02, до 27.06, ориентировочно февраль), известное под названием «Ножницы»
Артур Гаспарян:
Я тогда был старшеклассником. Ни я, ни мои друзья вообще не слушали советскую эстраду, и такой певицы, как Пугачева, для нас не существовало. Мы любили Beatles, Smokie, Led Zeppelin и т. д. Но однажды я оказался у кого-то в гостях и там услышал пластинку «Зеркало души». Страшный дефицит тогда был. Меня сразу поразила песня «Не отрекаются любя» - прежде всего эмоциональным надрывом, совершенно не свойственным официальной советской эстраде, всем этим Сенчиным, Толкуновым, «Носикам-курносикам»... А я еще тогда переживал юношескую любовь - видимо, поэтому меня как-то особенно зацепило. Я попросил пластинку послушать и с той ночи остался с Аллой навсегда.
Журнал "ОК!", №16 (129), 2009 год
Вероника Тушнова
Не отрекаются любя.
Ведь жизнь кончается не завтра.
Я перестану ждать тебя,
а ты придешь совсем внезапно.
А ты придешь, когда темно,
когда в стекло ударит вьюга,
когда припомнишь, как давно
не согревали мы друг друга.
И так захочешь теплоты,
не полюбившейся когда-то,
что переждать не сможешь ты
трех человек у автомата.
И будет, как назло, ползти
трамвай, метро, не знаю что там.
И вьюга заметет пути
на дальних подступах к воротам...
А в доме будет грусть и тишь,
хрип счетчика и шорох книжки,
когда ты в двери постучишь,
взбежав наверх без передышки.
За это можно все отдать,
и до того я в это верю,
что трудно мне тебя не ждать,
весь день не отходя от двери.
Алла Пугачева:
- Мы ведь как с Минковым работали над "Не отрекаются любя"? Песня буквально по крохам складывалась, и форма ее исполнения определилась уже на сцене, во время выступления. Зато сейчас я при ее исполнении чувствую себя абсолютно свободно - она позволяет и петь, и говорить, и даже, если хотите, кричать со сцены - и зритель все это прекрасно воспринимает.
"Московский комсомолец". - 1978. - 14 октября. (интервью с певицей вел Л. Никитин)
Алла Пугачева:
Я думаю, что у Тушновой всего была какая-то особенная ситуация, что она написала такие замечательные стихи. Я же, когда пою эту песню, удивительно, я иногда пою как бы кому-то, говорю ему - «не отрекаются любя», приходи, не забывай меня, как же ты так можешь? Или наоборот себе, как бы убеждая себя, что не отрекаются любя, надо все вытерпеть, выждать какое-то время, и все получится и все... то есть это как бы молитва... себе. Молитва, для того, чтобы остаться сильной в любви. Как Вам сказать? Если у Вас такая ситуация, если Вы эту ситуацию вытерпеть не можете, и жизнь Ваша не складывается хорошо, то уж лучше просто разорвать эти путы, оставаясь любящим человеком. Ведь ее - же эту любовь можно носить в сердце при любых жизненных обстоятельствах. Вот это и для меня и значит - «не отрекаются любя». Я от многих людей не отрекалась... именно любя их. Но в любых ситуациях я всегда им помогу и останусь им другом.
"Радио Алла", программа «Алло, Алла», 2007
Марк Минков:
Меня позвал поработать один режиссер из театра Пушкина. Меня позвали написать это спектакль. Спектакль был... такая лирическая комедия по Хмелику. И режиссер сказал: «Хорошо бы туда песню написать!». Я говорю: «Ну, хорошо, давай искать!». Почему-то я сразу сказал, что я не хочу звать ни одного из известных советских поэтов. Это необъяснимо - почему-то вдруг ты чувствуешь, что этого делать не надо. И есть ощущение, что надо порыться там, где ты еще не рылся, в других каких-то стихах. И я сказал режиссеру Алексею Говоруха: «Давай, Леша, мы с тобой пороемся». Почему-то начали, там аж с допушкинских времен. С допушкинских времен пошли, шли ближе, ближе, ближе, ближе. И он притащил мне сборник Вероники Тушновой. Сейчас помню, как сейчас - то ли снег был, помню, книжка была мокрая, я ее так взял протереть, и она открылась у меня на стихотворении «Не отрекаются, любя». Это не значит, что я больше не читал ни одного стихотворения Тушновой.
К чему это я рассказал. Ну, вот, он ушел, я сел, минуты за полторы я придумал четыре строчки. А дальше стоп. Потому что там по куплету получается пять. Я сижу, и я понимаю - у меня выключилось все, понимаете? Штепсель вынули, и больше не работают ни мозги, ничего. В эти минуты я начинаю ненавидеть в первую очередь себя, во-вторых, весь мир. Я понимаю, что лучше бы не родиться, чем вот это вот испытывать. Идет Галя (жена), несет... Андрюшке маленькому кашку какую-то, смотрит, говорит: «Ты чего?». Я говорю: «Да, понимаешь, вот...». «Да повтори первую строчку», - говорит она и уходит с этой кашей от меня к ребенку. Вот. Я повторил эту вот первую строчку, и оно получилось. Я позвонил Алле, она еще жила Бог знает где, в Вешняках. Я к ней приехал, у меня была машинка, я приехал, я поднялся в подъезд, я понял, что здесь живет звезда, конечно, потому что уже стены были исписаны словами всяческими. Любовь невероятная почему-то каких-то девок, мало опрятных, так скажем. Я поднялся. Со мной кто-то попытался протыриться к ней, она не пустила. Мы сели, и я ей сыграл. Она сказала: «Оставь, наверное, я буду петь». Я оставил. Вот, и она сказала: «Я, наверное, буду это петь!». Я ушел. Потом вдруг образовался такой как бы фестиваль «Московская осень» (Прим. сайта A-S: фестиваль "Московская осень" впервые был проведен только в 1979 г., по-видимому речь идет о концерте в рамках форума или пленума Союза композиторов СССР, который проходил в концертном зале им. П. И. Чайковского). Я даже как-то и не знал об этом. Мне позвонили... Меня спрашивают, что будет? «Я хотел бы «Не отрекаются, любя». «А чьи стихи?». «Вероники Тушновой». «Замечательно. Кто поёт?». «Пугачева». Пауза. «А она будет?». «Надо будет спросить, думаю, что да». Я ей звоню, говорю: «Вот, как? Мне предложили, будешь?». Она говорит: «Давай!». «Ладно». Я сообщаю, они говорят: «Можно там ее телефон?». Потом мне перезванивают, говорят: « Мы ей позвонили, Бог знает что...». Она говорит: «Да, я буду петь». Говорят: «А вторую?».
У Пугачевой спрашивает человек, который занимается этим концертом. Между прочим, это был секретарь Тихона Николаевича Хренникова. Тоже уже умерла она. Звонит и говорит: «Знаешь, что она мне отвечает?». «Я не буду петь две песни». Говорит: «Как? Надо, чтобы было две. Ну, спойте Зацепина». Что-то конфликт там был какой-то. «Нет, - говорит, - не буду я петь Зацепина. Хотите, я свою спою песню?». Говорят: «Нет, не хотим, - говорят они. - Вы не член Союза композиторов». Она говорит: «Хорошо! Тогда я спою два раза Минкова!». Они подумали, что это шутка. На том они и порешили. Идет репетиция в Доме звукозаписи. Юрий Васильевич Силантьев снимает пальто, значит, это. Перед ним лежит вот такое количество партитур со всех концов многонационального Советского Союза. Это надо сделать очень быстро, иначе не успеть к концерту.
И он делал! Он быстро дирижирует, вызывает композитора, он поворачивается и кричит: «Минков!». Я иду. «Ну что? - говорит, - где твоя партитура?». Я ему показываю. Мы быстро выясняем темпы, поправляем ошибки переписчика, говорит: «Кто у тебя поет?». Говорю: «Пугачева». «Пугачева!». Она скромненько, тихонько подходит, и они начинают репетировать и оба увлекаются и репетируют песню долго. Подходит один композитор, маленький такой, приезжий, типа в тюбетейке, что-то такое, говорит: «Юрий Васильевич, это безобразие!». Это была его ошибка. Юрий Васильевич заставлял плакать Шульженко.
Поэтому с ним так разговаривать было опасно. Говорит: «А что - безобразие?». Тихо и вежливо: «Что Вас не устраивает?». «Я народный артист! А это мальчишка, а Вы час репетируете!». «Народный артист, как твоя фамилия?». Он называет фамилию, я, естественно, не запомнил. Он говорит: «Где твоя партитура?». Он на «ты» тут же со всеми был. «Народный артист, где твоя партитура?». Тот ему дает, выискивает среди вот этого всего партитуру. Он быстро смотрит, записанную карандашом партитуру, что является признаком неуважения и к оркестру, и к дирижеру. Скорей всего, он не сам делал естественно. Медленно глядя на оркестр, чтобы все видели, поднимает партитуру над головой, швыряет ее к выходу, куда надо идти народному артисту, говорит: «Можешь уезжать, играть не буду». Я остолбенел. Но меня он очень, почему-то, полюбил сразу...
Ну, вот, вышла Пугачева - она заканчивала первое отделение - и спела «Не отрекаются, любя». Как ни обвалился потолок зала, я не знаю! Потом она вышла второй раз, потому что... нельзя было ее отпустить. И она вышла, и второй раз она спела так, как не пела больше никогда, я в этом уверен. Я это прямо почувствовал. Во-первых, она спела первый раз в Советском Союзе первый куплет, стоя спиной к публике и играя спиной. Когда она повернулась, она была белая. И она пела как, ну, я не знаю, как филармоническая артистка в том смысле, что она не двигалась, она стояла. И я так думаю, что с последнего ряда можно было увидеть ее вообще совершенно безумные переживающие и играющие глаза. Она не работала руками, что труднее, но звучала гениально. «И на глаза...» . Это был потрясающий драматический спектакль. То, чего я больше не видел, хотя она всегда ее пела хорошо. Но так - никогда!
Программа "Мастера" с Дианой Берлин на радио "Голос России"
Марк Минков:
Первоначально все эти песни были написаны для театра и кино. "Не отрекаются любя" впервые прозвучала в спектакле театра им. Пушкина, "Летние дожди" - в постановке Центрального детского театра, песню "А знаешь, все еще будет" заказала киностудия имени Горького, "Ты на свете есть" - главная тема дебютного фильма Карена Шахназарова "Добряки". Потом уже Алла Пугачева стала петь их с эстрады.
Анатолий Стародубец, газета "Тверская 13" от 30 марта 2006
Сергей Галанин:
- Мне поступило предложение, от которого совсем не хотелось отказываться. Но, сами понимаете, проблема была с выбором песни, все-таки я не «женщина, которая поет». Хотелось спеть «Бумажный змей», но эта песня уже была «занята» нашими друзьями из группы «Би-2», кстати, получилось у них замечательно; хорошо, что они вовремя ее забрали у нас. Дальнейшие поиски натолкнули меня на песню «Не отрекаются любя». Непростая песня, скажем так. Тут самое главное – ее какую-то магическую конструкцию не разрушить, а, может быть, просто внести некие свои краски.
"Радио Алла", проект "Песни для Аллы", 2010
Владимир Полупанов:
Исполнив песню «На тот большак» М. Фрадкина, широко популярную еще в 60-е годы, но прозвучавшую очень современно, Алла Пугачева продолжила одну из сюжетных линий нынешних «Рождественских Встреч» - тему ретро. Из области воспоминаний был и прежний ее шлягер – «Не отрекаются любы» М. Минкова.
«Долгое эхо «Рождественских Встреч», Владимир Полупанов, «Музыкальная жизнь», апрель 1993
Алла Пугачева:
- Я никогда не забуду первое исполнение этой песни в зале Чайковского. Помнишь, как мы боялись, и оркестр боялся? Я еще тогда была не "раскрученная", то есть меня все знали, но Союз композиторов особо не доверял ни тебе, ни мне. И когда эта песня прозвучала "на бис" в зале Чайковского...
Марк Минков:
- Это трудно рассказать, происходило что-то невероятное. Дело в том, что в Союзе композиторов спросили, что я буду показывать на фестивале "Московская осень". (Прим. сайта A-S: фестиваль "Московская осень" впервые был проведен только в 1979 г., по-видимому речь идет о концерте в рамках форума или пленума Союза композиторов СССР, который проходил в концертном зале им. П. И. Чайковского) Я ответил: "Пугачеву с песней "Не отрекаются любя". - "Нужно, чтобы она спела две песни". - "Если она согласится, пусть поет две или пять..."
... Она сказала: "Я могу спеть, если хотите". И назвала свою песню. Она еще Горбонос была тогда. Ей ответили: "Нет. Горбонос - не член Союза композиторов. Нельзя!" Тогда Пугачева им ответила, и они мне с негодованием передали, что она собирается петь два раза "Не отрекаются, любя". Никогда не забуду, как дважды она спела совершенно по-разному. Как будто два разных человека.
Алла Пугачева:
- Ой, Марик, я уже столько лет ее пою и каждый раз по-разному. И каждый раз вижу слезы на глазах у зрителей. Пожалуй, только в этой песне меня прошибает слеза.
"Факты и комментарии" (Киев), декабрь 1999 г.
Алла Пугачева:
- Вы помните как Марк Анатольевич предложил вам эту песню?
- Конечно, помню. Мы дружили, и когда он предложил эту песню, я не думаю даже, что именно мне он хотел, а просто был концерт какой-то отчетный, такой серьезный концерт союза композиторов, он говорит: споешь? Я говорю: ну с оркестром, ну давай попробуем. И впервые, говорят, на такой сцене и в таком концерте композиторском эта песня прозвучала два раза. На бис. И у меня была задача, чем конечно я тогда убила Марика: не повториться. То есть каждый раз по-разному спеть. И с тех пор я всегда эту песню стараюсь петь по-разному, потому что ее невозможно спеть одинаково. Разные чувства владеют тобой, когда ты поешь эту песню. Я очень счастливый и богатый человек. Иногда даже с одной такой песней можно прожить и сказать, что ты не зря жил.
Первый канал, программа «Пусть говорят. Марк Минков: Не отрекаются любя», 1 июня 2012 г.
Константин Орбелян:
- А как вы считаете, на ваш взгляд музыканта такого уровня, что отличает Пугачеву от всех других?
- Вы знаете это был 74-й год. Всесоюзный конкурс артистов эстрады, это на Лесной улице был какой-то такой маленький клуб…
- газеты «Правда»…
- Нет, вы знаете, это не «Правда» была, там еще был поменьше какой-то клуб…
- Просто обычно там проходило то, что нельзя…
- И вот на сцену на второй день в качестве участницы конкурса вышла Алла Пугачева. Никто ее не знал между прочим. Вышла такая неулыбающаяся и явно, так сказать, не в настроении женщина, и даже помню, что она спела. Это были «Посидим, поокаем» и «Ермолова с Чистых прудов».
- Богословского…
Вы думаете это Богословский все-таки был? Вот я даже не помню. И спела эти две песни, и мнения разделились, вы знаете. А в жюри сидят Утесов, Цфасман, Юрий Васильевич Силантьев был председатель жюри. А рядом сидела более молодая такая компания: я, Кобзон, Геля Великанова, мы все за нее. Ну и, значит, мнения разделились. Кто-то сказал надо во второй тур, и мы все ее поддержали. И был второй тур, третий. Я скажу, что первую, вторую и третью премии получили певцы, которых я даже фамилии сейчас не вспомню. Алла получила одну из премий, а на другой год – «Золотой Орфей», тогда же я рекомендовал ее туда. Не просто рекомендовал, а приходилось пробивать ее туда, потому что ее не сразу восприняли. Ее не сразу поняли. Считали, что эстрадная певица должна выйти и в хорошем настроении улыбаться и кокетничать со зрителем, а тут совсем другое было. Ну, а что на «Золотом Орфее» было, это все уже знают. Она показала мне тогда перед «Золотым Орфеем» «Арлекино» песню. Сказала, что будут новые слова. Слова действительно были очень точные, правильные. У нее своя задумка была относительно песни, и все прекрасно получилось. Ну, а «Золотой Орфей» для нее это уже был трамплином.
Ну а потом, мы вместе работали. Она работала с оркестром, которым я руководил. И наконец 76-й год, 20 концертов в зале «Россия», помню с 1 по 20 декабря. Там прозвучали впервые ее самые главные хиты. Это были, как сейчас помню, Марка Минкова «Не отрекаются любя». Это были «Короли», была песня «Арлекино» и «Сто часов счастья». Вот четыре песни она пела. Это были замечательные концерты.
радио "Голос России", программа "Мастера" с Д. Берлин, "В гостях Константин Орбелян", 12 октября 2012 г.
Илья Авербух:
- Музыку вы предлагаете или уже отталкиваетесь от желаний спортсмена и тренера?
- Музыку для короткой программы «Не отрекаются любя» предложил уже я, хотя, казалось бы, песня на эту мелодию тоже совсем не детская. Но для нашего зрителя – это история любви, потому что мы знаем слова, а для иностранного зрителя – просто красивая музыка. Таким образом, это позволило мне уйти от сюжета песни и придумать свою историю. Она о том, что девочка рисует на песке свои мечты, а их смывает дождь, и ей от этого становится печально, но она вновь и вновь их рисует. Мне кажется, это такая трогательная девичья история, которую мы в программе рассказали хореографическим языком (а в Юлином исполнении она несет в себе необыкновенное очарование). Думаю, равнодушных не останется.
Прим.сайта.: речь о короткой программе Ю.Липницкой в сезоне 2013-2014, на музыку М. Минкова.
ж-л «Московский фигурист», № 3(31), 2013 г., ст. «Господин оформитель»
Алла Будницкая:
- Инга Окуневская, дочь актрисы Татьяны Окуневской, и ее муж известный переводчик Виктор Суходрев, наши близкие друзья. И Алла бывала у них в доме, потому что Виктор приезжал тогда из Америки, он привозил диски. Мы пели, Алла играла. Мы очень-очень дружили… Но, получилась такая ситуация, что мы престали общаться с Суходревами. И было очень трудно жить… Представляете живем в одном доме творчества, и приходилось проходить мимо. Родные люди, родные! И не здороваемся… Алла Пугачева, опять-таки уже прошло года два-три, звонит и говорит: «Слушай, у меня сегодня концерт». Приходим в Театр эстрады, ходим по кругу. Знаете, так ходят всегда в фойе, пока не сядут. Идем, видим – идут Суходревы, мимо. Ну мы, конечно, опять отвернулись… Идем на свое место, смотрим: там на 4-ом, 5-ом уже сидят Суходревы. А на 6-м, 7-м – мы. И когда мы уже садились, мы уже начали смеяться. Выходит Алла и поет «Не отрекаются, любя»… Закончился концерт, мы вышли, и слышим: «Ну что, поехали к нам?». Это сказал Виктор. Это был праздник! Спасибо Алле Пугачевой!
Телеканал «Доверие», проект «Частная история», выпуск об А. Будницкой, 7 сентября 2013 г.