Другие исполнители песни:
- Владимир Высоцкий
- Марина Влади
- Группа "Парк Горького" ("Сюрприз от Аллы Пугачевой", 1997)
- Диана Арбенина ("Песни для Аллы", 2010)
Алла Пугачева:
- Когда человека нет, все начинают спрашивать: как вы к нему относитесь? А как вы к нему относились, когда он был жив, я хотела бы спросить? Я к нему всегда хорошо относилась как к поэту. Как к артисту хуже, как к певцу никак. Но как поэт он меня всегда интересовал. Мы с ним знакомы были очень с давнишних лет, но встречались очень редко. А ближе были знакомы, когда он не был Высоцким в нашем понимании сегодняшнем. И когда я вообще никакая не была. Вот в те времена он уже мне нравился как поэт. Его мыслями, интеллигентным слогом, его удивительной остротой ума, поэтической. Вот эта книжечка «Нерв», она тоже не передает всего того, что он представлял из себя как поэт. Потому что он поэт-бард. Это особое течение в поэзии. Музыка там не обязательно должна быть какой-то первичной. Это сочетание, то что называлось настоящим шансонье. Вот такой у нас был. И так получилось, что не потому, что его не стало, я стала петь его песни. Это довольно такая мистическая, трагическая, драматическая ситуация. Потому что в день открытия Олимпиады меня попросили сделать концерт, и мне давно уже нравились две песни Высоцкого. Это «Беда» и «Танго». Но я успела сделать одну, и мы хотели ему позвонить и сказать. И все думали: уже поздно, уже поздно, давай утром уже скажем, что я буду петь эту песню в концерте. Когда мы утром позвонили, то вот его не стало. И мы пели песню, ничего не объясняя, и все подумали, что я спела песню как в память. Нет, мне эти две песни нравились давно. И я в новой программе уже наверно не «Беду» буду петь, а «Танго». Потом знаете, он настолько индивидуально их исполнял, что эти песни очень рискованно петь. Лучше его, его песни трудно спеть. Мне понравилась его роль в этом фильме «Место встречи изменить нельзя». Пожалуй, там он сыграл настоящую нужную для себя роль, там он купался в ней.
встреча в посольстве СССР в Швеции, апрель 1983 г.
Алла Пугачева:
- "Я несла свою беду" написал Владимир Высоцкий. Вы немного изменили слова?
- Да. Я слышала эту песню в исполнении Марины Влади и сначала пела, как она. Владимир Высоцкий не успел послушать, потому что в тот вечер, когда я должна была петь ее на концерте, Высоцкого не стало. Это была грустная история, но он знал, что я буду петь его песню.
...
Удивительно, меня сдерживали, я хотела позвонить с четырех часов дня, а мне говорили - завтра позвонишь. Так все и получилось, а может быть, все было бы по-другому. Мне так кажется.
"Московская правда". - 1996. - 5 января
Игорь Николаев:
- Я пришел работать к Алле Борисовне в 1979 году, в конце. И тут же мы начали делать программу для Олимпиады-80, которая состоялась летом. И я уже что-то делал, аранжировки... Мне доверили сделать аранжировку на песню "Беда" Владимира Семеновича Высоцкого.
Это была просто некая песня-монолог. Большое количество текста, очень много куплетов и рассказана целая история. И я просто придумал мелодию, которая прерывала эту историю. Отдельную совершенно, которой не было у Высоцкого. И в этот момент Алла Борисовна, как бы шла по этому льду хрупкому и "несла свою беду по весеннему по льду". И вот это ощущение, когда она не пела, а как бы шла, мне кажется, что это сильнейшая история в самой песне.
И мы так боялись, когда Владимир Высоцкий пришел на прогон. Как, понравится или нет? Я его видел первый и последний раз в своей жизни, один единственный раз. Он мне показался очень застенчивым, тихим, спокойным московским человеком. Крайне интеллигентным, комплиментарным. Очень меня похвалил. Но не как сейчас, знаете хвалят, без этого "вау!" А он просто тогда сказал: "Мне кажется, что это очень удачно, спасибо. Эта тема, она очень хорошо здесь легла". Все.
И мы его ждали на премьеру. Но на премьеру он придти не смог, потому что как раз он в этот день умер.
программа "Ночной разговор с Александром Мягченковым" (телеканал "Столица")
Диана Арбенина:
- Я выбрала для исполнения песню «Беда» Владимира Высоцкого. Эту песню я впервые услышала в исполнении Аллы Борисовны. Эту песню я очень люблю и давно ее хотела спеть. Мне кажется, она одна из самых пронзительных песен. Я сначала вообще думала, что эту песню написала женщина. Настолько в ней хорошо отражена женская философия и женская любовь.
Алла Пугачева:
Дело в том, что песни «Беда» и «Бокал вина», написанные Высоцким для Марины Влади, я давно хотела спеть. «Беда» вошла в программу «Монологи певицы» в 1980 году. Мы должны были пригласить Володю посмотреть. Накануне премьер он умер. Такие дела.
Сейчас модно, нет, не то что модно, а как-то вошло в традицию у некоторых людей говорить, что они были друзьями с Высоцким. У меня своя история. Не считаю себя его близким другом. Но знала его творчество, общалась с ним, естественно. Он хотел, чтобы я спела что-нибудь. Ни одну, кроме тех песен, которые назвала, не могу спеть.
К. Попов и С. Симонов, статья "Здравствуйте, Алла", газета "Молодой Ленинец", 21.12.1985 год
Алла Пугачева:
- Вы исполнили песню «Беда». До вас ее исполнила Марина Влади. Ваше отношение к ее исполнению?
- Ну я услышала, как раз, песню в исполнении Марины Влади. И мне очень понравились, вот, «Бокал вина» и песня «Беда». И я очень хотела спеть эти две песни. И почему-то, как раз, когда должна была спеть эти песни на следующий день, мы не успели дозвониться Владимиру Семеновичу и сообщить, что эти песни я буду петь. Он в эту ночь как раз умер. То есть так получилось, я пела ее в театре Эстрады, это было открытие олимпиады, и мы спели эту песню именно в тот день, когда его хоронили.
- Ваше отношение к исполнению Марины?
- Мне очень понравилось.
пресс-конференция перед концертом, Минск, август 1989 г.
Игорь Николаев:
- Игорь, ну почему Алла Пугачева брала ваши песни, расскажите. Ну ведь мало ли кто с ней работал? Ну как вы к ней подошли? Можно я покажу вам песню?
- Да, именно так. Конечно. А как еще? Ну мы общались много, на гастролях, на репетициях. Я какие-то аранжировки делал до этого. Например, я сделал аранжировку к Владимиру Высоцкому под песню «Беда», которую он успел услышать. Он был на репетиции, когда был концерт посвященный Олимпиаде-80 в театре Эстрады. Приходил и слушал эту аранжировку. Я там вставил тему, которой не было в этой песне. Она достаточно часто звучала после каждого куплета, т.е. где-то 50% это была песня как таковая, а 50% был лейтмотив, который замечательно играл Саша Розанов на флейте. И так было страшноватенько, что он скажет, может скажет: что это такое, зачем это? Это была единственная моя первая и последняя встреча с ним, и, конечно, я тогда не вполне осознавал масштаб личности. Я был в другой музыке, пришел из классической музыки, но песни его, конечно, знал. Но, во-первых, этой песни «Беда» я не знал поэтому я ее делал как новую песню он и сказал это так здорово что получилась не просто песня с таким бесконечным текстом а что есть время когда она именно шла по весеннему по льду у нее было время когда по нему пройти вот эта пауза между пением как раз вот эта ситуация хрупкого льда она была именно в музыке а не в тексте и поэтому он говорит это наоборот такая отличная находка я очень был польщен и доволен и мы все его ждали на премьеру концерта но как раз в день премьеры его не стало в этот самый день и тогда я помню нельзя было даже говорить со сцены о том что умер Высоцкий это было запрещено и тогда просто Алла Борисовна спела эту песню и замолчала была минута молчания и все понимают что никто ничего не может говорить но все все понимали и это было такое молчаливое единение с залом и очень конечно незабываемая вещь тогда было чему объединять это же был жуткий факт о котором нельзя было говорить но о котором все знали.
"Мастера", программа Д. Берлин, радио "Голос России", встреча с И. Николаевым, 28 декабря 2012 г.