Михаил Садчиков:
- А нас по прежнему занимает, какую песню будет петь Пугачева? Чего ждать от нее на этот раз?
За кулисами во время съемок "Огонька" артисты и немногочисленные зрители шептались, когда на сцене Пугачева вместе с трио "Экспрессия" в черно-красной гамме костюмов и света передвигались в "ломаной ритмике", распевая хлесткие слова "Крысы жадности и крысы лжи незаметно заползли в дома..." Песня была совсем не "новогодней", но певица явно настаивала на таком разговоре, таких интонациях. Больше того - специально сняла для "Голубого огонька" этот один-единственный номер.
За кулисами недоумевали: чья песня "Крысолов"? Паулса? Чернавского? Кузьмина? А я чувствовал себя именинником. Мне хотелось подойти к каждому и подробно, в деталях рассказать, что это песня молодых ленинградцев, композитора Олега Кваши и поэта Валерия Панфилова из наших "12 надежд". Что ровно три года назад Олег поехал в Москву без всяких предварительных "перезвонов" и протекций, что простоял не один день на морозе возле служебного входа спорткомплекса "Олимпийский" в ожидании своего часа. И уже тогда, буквально с ходу, Алла Борисовна сказала: "Это - моя песня". Но обещанного три года ждут. За это время было сделано несколько вариантов аранжировки, текст менялся... восемнадцать раз. И все-таки песня состоялась, когда уже мало кто верил в успех.
"Смена" (Ленинград), статья М. Садчикова "Песня, радость подари!", 1986 г.
Алла Пугачева:
- Теперь понятно, почему несколько дней я не мог застать вас дома. Отвечали, что вы на записи новогодней программы.
- Ну, это громко сказано. Всю программу я не записывала, а всего одну песню молодых авторов из Ленинграда Олега Кваши и Валерия Панфилова. Между прочим, с любопытным названием – «Крысолов»!
- Хорошенькое название в новогоднюю ночь.
- Когда послушаете – поймете. Песня эта с подтекстом. К сожалению, в нашей жизни еще достаточно негативных явлений. Мы называем их «крысами», которых надо выловить. А ведь будущий год – год кота.
- А не зайца?
- В разных календарях по-разному. Будем все-таки надеяться, что больше – кота.
статья «Алла Пугачева: «Пусть сбудется, о чем мечталось…»
Алла Пугачева:
- Теперь у меня появился целый каскад музыкальных идей, только успеваю записывать. С текстами сложнее. Мне бы хотелось, чтобы они были острыми, злободневными. Сейчас у меня одна проблема – найти «своих» авторов, которые сумеют писать именно так. Вот совсем недавно я получила такую песню от двух молодых авторов из Ленинграда – Олега Кваши и Валерия Панфилова. Песня называется «Крысолов». Мне кажется, она очень точно откликается на день сегодняшний, день, когда так важны и нужны перемены. Те, кто нам мешает – я их называю крысами, - это крысы жадности, крысы лжи, крысы, грызущиеся за чины, крысы, которые противятся миру на Земле.
«Московская правда», 27 марта 1987 г., статья Т. Бутковской «Открылось второе дыхание»
«Была однажды в «Утренней почте» песня «Крысолов» в исполнении А. Пугачевой. По ней можно судить, что эстрада не хочет оставаться в стороне от проблем жизни, что она тоже за честность в отношениях, за правду. Хотел я записать на магнитофон песню в следующую субботу, когда «Утренняя почта» идет в повторе. Но… не было повтора. Шла какая-то другая, из архивов «Утренней почты»… Почему? Объяснений нет. И я начинаю думать, что кого-то песня напугала», - написал в газету один из читателей.
«Московский комсомолец», 26 апреля 1987 г., статья Д. Шавырина и А. Антонова «Полярные полюса экрана»
А что такое появление новой песни в списке хитов? Это прежде всего ее зрительный ряд. Песню необходимо увидеть и тем самым запомнить. Ни один (пусть даже самый хороший концерт) такой возможности дать не может. Это аксиома, не требующая доказательств (хотя, впрочем, и оно имеется – попадание в список песни Аллы Пугачевой и Игоря Николаева «Королева». Да и «Симона», «Крысолов» также лишь раз были показаны на экранах).
«Московский комсомолец», 15 мая 1987 г., "Звуковая дорожка", обзор хит-парада апреля
Читателей интересует, что остается «за бортом» нашей двадцатки. Например, «Крысолов» (так и прозвучав лишь единожды) опустился до 23-го места.
«Московский комсомолец», 12 июня 1987 г., "Звуковая дорожка", обзор хит-парада мая
Олег Кваша:
Я приехал в Ленинград с целой кучей мелодий, но ни одна из них не была подтекстована. Что я делаю, как молодой музыкант? Работаю ночным сторожем - тогда требовалось официальное трудоустройство - и навожу справки о наиболее интересных литературных объединениях, начинаю их посещать. Так в ноябре 1982 года и добрался до Горного института, где мне встретился молодой паренек - Валерий Панфилов. Познакомились, я отдал ему одну из мелодий, и через несколько дней он принес текст. Это была песня под названием «Крысолов». Послушал и сразу понял, что единственный человек, который может ее исполнить, это Алла Пугачева. Так и решили с Панфиловым: Пугачева так Пугачева... Поехал в столицу. Где она может работать? В «Москонцерте». Но оттуда меня перенаправили в «Росконцерт». Там помогли с адресом: репетирует Алла Пугачева в «Олимпийском».
И вот в морозном декабре три недели приезжал к 10 утра в «Олимпийский» и у входа ждал певицу. Наконец, она приехала в роскошном «Мерседесе». Тут уж я уцепился за рукав ее шубы и выпалил, что я композитор из Ленинграда и привез для нее песню. Вообще, как мне потом рассказывали, все коллеги ей песни присылают. Меня ждала та же участь - Пугачевой было некогда. Но тут подоспела неожиданная поддержка со стороны администратора, с которым успел познакомиться: дескать, этот парень три недели в мороз сюда таскается... «Добро» было дано: я сел за рояль и сыграл. Пугачева попросила исполнить еще раз и сказала, что берет эту песню: «Кто же, кроме меня, ее споет?». Правда, прозвучала она только через пять лет: для того времени ее посчитали слишком смелой. Но факт остался фактом - Пугачева взяла песню Олега Кваши. Слух об этом долетел до берегов Невы, и на меня посмотрели совсем другими глазами.
Беседовал Петр Николаев, сайт "Вакансия". 2010 год
http://www.vacansia.ru/index.php?act=info&story=3741
Олег Кваша:
(питерский музыкант и композитор)
- Мы записали ремикс на "Крысолова" - одну из ее первых песен, написанную после смерти Брежнева. Сначала ее даже запрещали. Ремикс называется "Крысолов-2002".
- Почему вдруг решили вспомнить о ней?
- Ну так эпоха сменилась. Мы же не только ремикс, но еще и клип снимаем. Сюжет держится в секрете, но вам скажу, что там будет сниматься... Путин. Правда, в нарисованном варианте.
- В клипе остался голос молодой Пугачевой?
- Да, но он такой прикольный стал - мы ж его на компьютере обработали. Когда она послушала в первый раз, то сказала: "Блин, да это ж не я. Это Кайли Миноуг!
Газета "Жизнь" (Ульяновск) 18 сентября 2002
Материал из Википедии :
Легенда о крысолове
Легенда о крысолове в самом известном варианте читается так: однажды город Гамельн затопило крысиное нашествие. Никакие ухищрения не помогали избавиться от грызунов, наглевших с каждым днём вплоть до того, что стали сами нападать на кошек и собак, а также кусать младенцев в люльках. Отчаявшийся магистрат объявил о награде любому, кто поможет избавить город от крыс. Тогда же в Гамельне появился «пёстрый флейтист» (или, как иногда переводят, «пёстрый дудочник»). Неизвестно, кем он был на самом деле и откуда появился. Обязав магистрат выплатить ему в качестве вознаграждения «столько золота, сколько он сможет унести», он вынул из кармана волшебную флейту, под звуки которой все городские крысы сбежались к нему, он же вывел околдованных животных прочь из города и утопил их всех в реке Везер.
Магистрат, однако же, успел пожалеть о данном впопыхах обещании, и когда флейтист вернулся за наградой, отказал ему наотрез. Тот же, затаив злобу, через какое-то время вернулся в город уже в костюме охотника и красной шляпе и вновь заиграл на волшебной флейте, но на этот раз к нему сбежались все городские дети, в то время как околдованные взрослые не могли этому помешать. Так же, как ранее крыс, флейтист вывел их из города — и утопил в реке (или увёл за собой в некое горное ущелье на горе Коппен, где все пропали).
Ещё позднее этот последний вариант был переделан: нечистый, притворившийся крысоловом, не сумел погубить невинных детей, и перевалив через горы, они обосновались где-то в Трансильвании, в нынешней Румынии.
Вероятно, несколько позднее к легенде было добавлено, что от общего шествия отстали два мальчика — устав от долгого пути, они плелись позади процессии и потому сумели остаться в живых. Позднее, якобы, один из них ослеп, другой — онемел.
Ещё один вариант легенды рассказывает об одном отставшем — хромом ребёнке, который сумел вернуться в город и рассказать о произошедшем. Именно этот вариант положил позднее в основу своей поэмы о Крысолове Роберт Браунинг.
Третий вариант рассказывает, что отставших было трое: слепой мальчик, заблудившийся в пути, ведший его глухой, который не мог слышать музыки и потому избежал колдовства, и, наконец, третий, выскочивший из дома полуодетым, который, устыдившись затем собственного вида, вернулся и потому остался жив.