Другие исполнители песни:
- Илья Трофимов
- Игорь Николаев ("Звездный лед", телеканал "Россия", сезон 2008 года)
- Кристина Орбакайте (Новая волна-2011. Вечер Александра Зацепина)
Алла Пугачева:
- При рождении мелодики и эмоциональной стороны песни непременно присутствует автор будущего текста. Он слушает ту тарабарщину, которую я напеваю, и пытается ухватить зерно. Так и мучаемся. Но именно так появились, скажем песни "До свидания, лето", "Волшебник-недоучка".
еженедельная газета "Неделя", 1976 год, 12 декабря (интервью вели Борис Садеков и Алишер Шагулямов)
Юрий Рагозин (автор статьи):
В 1975 году песня из фильма «Центровой из поднебесья» «До свиданья, лето!» получила приз на ежегодном международном фестивале композиторов, проходившем в Америке. Год спустя там же стала лауреатом еще одна песня, «Друг друга мы нашли».
Журнал «Смена», №10, май 1983 г., статья Ю. Рагозина «Есть только миг!»
Александр Зацепин:
Или вот она записала "До свидания, лето". Мы слушаем: там три раза повтор последней строчки, и у нее каждый раз эта фраза звучит по-разному. Алла говорит:
- Вот первая - хорошо, а вторую я, может быть, перепою.
Было жалко стирать. И она сделала несколько дублей. Послушали, отобрали лучшее.
У нас хватало времени: студия-то была моя. Никто не гнал, мы могли выбрать самое лучшее. Я брал из одного дубля один кусочек, из другого - другой, потом все это сводил. Она слушала и, бывало, говорила:
- Вот этот куплет мне очень не нравится! Я бы его перепела...
И перепевала.
Шлифовать - так до золотого блеска!
Александр Зацепин, книга "Есть только миг...", Москва, 2003 год
Александр Зацепин:
- Вот еще пример непредсказуемости. В конце семидесятых годов на международном песенном фестивале в Америке неожиданно для себя я получил премию за песню «До свидания, лето». Получил по двум категориям – Folk-musikи Easylistening(легкослушаемая музыка).
Премия была небольшая, чисто символическая (около четырехсот долларов). Песни посылал ВААП. Посылал много. Первый раз – не помню, сколько. А второй раз – песен двадцать разных советских композиторов.
А премии достались мне и Але Пахмутовой. Второй раз я получил премию за песню «Куда уходит детство».
Потом от СССР перестали посылать. Говорят: неинтересно, только Зацепину и Пахмутовой дают!..
А я как раз был в Лос-Анджелесе, где проходил этот фестиваль, и мне удалось пообщаться с председателем жюри. Его звали Тэд, фамилии не помню.
- Вот, - говорю, я композитор Зацепин из Советского Союза…
- А-а!.. – обрадовался он. – Как там у вас в Москве?
Ему было интересно, как там у нас медведи белые ходят по снегу…
- А сколько кассет вы получили на конкурс? – спросил я.
Условия были таковы: посылаешь кассету и девять долларов (это ВААП платил). На кассете – только одна песня. Если хочешь три, то отправляют три кассеты и двадцать семь долларов.
Он говорит:
- Пришло больше сорока тысяч песен.
- И вы их все слушали?!.
- Да, - отвечает Тэд. – У меня здесь магнитофон, а слева и справа от стола – по здоровенной корзине. Мне подавали уже открытые кассеты, и я их ставил. Если через десять секунд не слышал ничего хорошего – кидал кассету в левую корзину и больше уже к ней не возвращался. Если доходил до припева, но в припеве не было ничего яркого – туда же ее, в левую корзину. Если слышал что-то вразумительное – кидал в правую. С первого раза отсеялось сорок тысяч. Оставшиеся десять тысяч слушал второй раз. Из них выделил триста. Слушал их еще раз. Оставил тридцать. И уже эти тридцать слушало жюри и определяло победителей…
Это были гигантские фестивали! Вот почему по одной песне на кассете. Если перематывать и искать нужную, можно сто лет мотать и слушать. Мотать и слушать. Тэд же тратил всего несколько дней.
Кстати, первый раз нам премию в Союзе кое-как выплатили. А когда мы с Алей пошли получать второй раз, нам сказали:
- Теперь с премии государственный налог восемьдесят процентов!
Мы с Алей посмотрели друг на друга, и Аля говорит:
- Может, откажемся?..
- Конечно, откажемся! – согласился я. – Пусть дома в рамке висит этот чек!..
И мы отказались. Правда, рамки для чеков так и не сделали…
Александр Зацепин, «Есть только миг…», Москва, изд-во «Олма-пресс», 2003 г.
Алла Пугачева:
- Я очень рада, что Кристина спела песню, которая мне особенно дорога. Я даже не ожидала, что она так споет. Вроде и похоже, а по-своему. Всю душу мне вывернула, так я переживала. Но я переживала не только за нее, но и за себя, поскольку я вспоминала, как много эта песня сделала для меня. Не буду я рассказывать, что с ней связано, но скажу: пусть эта песня приносит только счастье, а с ней уйдут и грусти, и ненастья, и разочарования. Каждая женщина, это вам! Скажите всем невзгодам «до свидания». Я очень благодарна Александру Зацепину за эту песню, оторваться было невозможно от нее.
"Новая волна-2011", творческий вечер Александра Зацепина, июль 2011
Георгий Власенко:
- Вернемся к 1976 году...
- Алла не хотела терять связь с нами и пообещала нас вызвать в Москву. У нее намечались два проекта: работа с Зацепиным к фильму "Центровой из поднебесья" и одновременно над первым сольником Пугачевой, и цирковой проект с клоуном Андреем Николаевым. Она хотела сделать эстрадное шоу на основе цирковых номеров.
И мы поехали в Москву...
- К Зацепину?
- Да, по рекомендации Аллы мы оказались в студии Александра Сергеевича. Это был неоценимый опыт. Там мы встретились с Виталием Клейнотом, который был фактически «правой рукой» Зацепина. Виталий делал много аранжировок к песням Александра Зацепина. Вспоминается еще один аранжировщик по имени Давид (фамилии, к сожаленью, не помню). Он был из Ленинграда
Мы пишем песни для Аллы к фильмам "Центровой из поднебесья", "Фантазии Веснухина", "Повар и певица", и к первой ее сольной пластинке: "Если долго мучиться", "До свиданья, лето"...
- В последней песне очень заметна партия гитары...
- Эту партию записал Витя Изерт, да и все гитарные партии сыграл.
Георгий Власенко, "Тогда казалось, что будут только рок и "Ласковый май", http://via-era.narod.ru/Ansambli/zvety/vlasenko/rv_1.htm.