Другие исполнители песни:
- Ольга Рождественская (пластинка "Песни "Крокодила", С62-10359-60, 1978)
- Группа "Дюна" ("Сюрприз от Аллы Пугачевой", 1997)
История создания песни:
В сентябрьском номере 1976 года (№26) ж-л «Крокодил» объявляет конкурс на лучшую песню в одном из своих разделов – молодежном «Сатиробусе». Конкурс официально должен был проходить с 1 сентября 1976 по 1 марта 1977. В жюри – председатель Богословский, а также Толкунова, Высоцкий, С. Кац, Михаил Львовский, Танич. Правда это или нет, было такое жюри или это все выдумки «Крокодила», но факт в том, что на протяжении полугода было напечатано около восьми-десяти песен – участников конкурса. И среди них в №13 (май) 1977 года была напечатана песня «То ли еще будет!», с клавиром мелодии. Авторство не было проставлено, т.к. по условиям конкурса, авторство было скрыто. То есть песня была напечатана в массовом журнале уже в мае 1977. Итоги были подведены в №17 (июнь) 1977, тогда же были раскрыты имена авторов – Шаферан-Ханок. Довольно интересно было написано, как проводилось определение победителей, якобы все песни, отобранные в финал сперва исполнялись перед аудиторией журналистов «Крокодила», сотрудников других журналов, радио и телевидения. И исполнили их солисты ВИА «Крокодил» Галина Орлова и Николай Лёзин.
"То ли еще будет!" заняла 3 место среди 11 отобранных песен (первое место не присуждалось). Изначально было заявлено, что песни-победительницы будут участвовать в концерте, запланированном на 1 апреля 1977 года по первой программе ЦТ. Но этого не случилось. Но второе условие для песен-победительниц было выполнено. «Крокодил» обещал, что песни победительницы будут выпущены на отдельной пластинке. И действительно такая пластинка была выпущена. Исполнителей для пластинки "Крокодила" искали сразу после завершения конкурса. Для песни "То ли еще будет!" была приглашена Оля Рождественская.
Эдуард Ханок:
- В 1974 году я увлекся кино… Ленты, в которых я участвовал, к сожалению, оказались слабыми. Я же, как человек увлекающийся, с головой ушел в работу и отдал ей много сил. … Когда я вернулся из мира кино в мир обычный, то оказалось, что здесь многое изменилось… Я долго не мог приспособиться к этим новым обстоятельствам – чувствовал, что пишу блекло и главное – старомодно… Наконец, через какое-то время почувствовал, что вкус к творчеству постепенно возвращается. Вот в такой ситуации была написана «Песня первоклассника». Ее текст мне дал поэт Игорь Шаферан. Прочитав стихи, я понял, что все это для меня. Сочинялось удивительно легко – было такое ощущение, что не я писал, а музыка просилась наружу…
- Затем песню исполнила Алла Пугачева…
- Не просто исполнила… Просто взять ноты и спеть Алла Пугачева не может. Она всегда вживается в песню, выстраивает ее музыкально на себя – конечно, в зависимости от «развития событий», сюжета, как она его понимает. Иногда просит поэта поменять куски текста, композитора – пересочинить какой-то музыкальный фрагмент. Запись этой песни мы делали в радиостудии. Была партитура, были приглашены музыканты, но многое в окончательном варианте оркестровки принадлежит Пугачевой.
Или еще один пример отношения певицы к новым песням. Я вспомнил, что среди множества музыки, «погибшей» в моих неудачных фильмах, есть песня под названием «Журавлик». Показал ее Алле Пугачевой. Ей понравилось, но она сразу же предложила изменить музыкальный размер. Это не было диктатом певицы – каждую деталь будущего исполнения мы долго совместно обсуждали…
"Знамя труда" (Джамбул), 22 ноября 1984 г.
Алла Пугачева:
- Поиски выразительных средств - это процесс очень долгий, очень трудный, мучительный, но благородный. Он связан с выбором жеста, мимики, пластики. Движение исполнителя должно точно накладываться на музыку. Оно не иллюстрирует поэтический текст, а углубляет его. В этом процессе поисков определяется, что ли, маска, от имени которой я выступаю, если драматургия песни того позволяет, или я пробую найти какие-то ассоциации с пережитым мною, если песня лирическая. Процесс этот длительный. Во всяком случае, композитор Эдуард Ханок, к примеру, ждал премьеры песни "То ли еще будет" в моем исполнении, как и Марк Минков - автор "Летних дождей" - достаточно долго.
"Клуб и художественная самодеятельность", №11, 1980 г., статья М. Павловича "Я открываю вам себя"
Алла Пугачева:
- У моих песен только одна героиня – это я сама. Иногда мне приходиться надевать маску, например, первоклассницы, но это опять-таки для того, чтобы продемонстрировать мое отношение к тем или иным вопросам, скажем, к учебной программе начальной школы. Кстати, упомянутая песня принесла свой практический результат: Министерство просвещения и Академия педагогических наук СССР приняли решение облегчить программу для первашей. В печати, обсуждавшей эту проблему, были ссылки на мою песню. Тем не менее маски я надеваю не так уж часто. Основной формой для меня является все-таки песня-исповедь.
«Вологодский комсомолец», обзор по материалам периодической печати А. Попова «Песни-исповеди Аллы Пугачевой»
Алла Пугачева:
- Можно ли считать, что песни Аллы Пугачевой - ее музыкальный автопортрет? Или все же есть грань, которая отделяет Пугачеву-певицу от ее лирической героини?
- Разумеется такая грань существует.
...
Есть, правда, и полностью автобиографические песни. Например, когда моя дочка пошла в первый класс, в моем репертуаре появилась шутливая "Песня первоклассника". Столь же личной оказалась песня о журавлике, в которой я попыталась выразить светлое чувство материнства.
"Советская культура", статья О. Свистуновой "Ищу свою песню", 17 января 1985 г.
Эдуард Ханок:
- Как автор двух суперпопулярных песен из репертуара Пугачевой вы с ней наверняка в свое время контактировали, она приглашала вас в дом...
- Впервые я пообщался с Аллой Борисовной в 78-м году, хотя знаком с ней был с 72-го — мы вместе снимались в передаче «Поэт Сергей Островой». Алла взяла меня с собой на гастроли в Тольятти — я даже принял участие в одном или двух концертах вместо абсолютно потерявшего «творческую форму» одного из ее друзей. Тогда во Дворцах спорта выступление звезды обязательно подавалось в соответствующем антураже, и хотя Пугачева, кажется, первая эту традицию поломала, уже тогда чувствовалось, что ей вся эта «тусовка» была в тягость.
В нашем общении сразу же наметилась линия «и не друг, и не враг, а так», к тому же я заметил у нее черту, которую потом обнаружил у себя, — она не любит так называемых лобовых отношений. Встречаясь с новым человеком, Алла вначале возводит между ним и собой как бы стену, выпуская невидимые шипы, а потом уже «стелет розы»...
- Да и то при условии, что персонаж ей симпатичен...
- Причина, по которой я поехал в Тольятти, была чисто творческой: дело в том, что дочь Пугачевой Кристина собиралась идти в школу, и Алла решила исполнить ранее показанную мною «Песенку первоклассника». Правда, она это планировала сделать месяцем раньше (в марте 78-го), и я даже собрал музыкантов, но певица, к сожалению, «забыла» явиться на запись.
Как показало время, нет худа без добра. Находясь в тольяттинской гостинице, я вдруг вспомнил об одной простенькой песенке, связанной с моей неудачной работой на «Беларусьфильме». «Журавлик» был написан для телефильма «Зеленые фрегаты», но так никуда и не пошел, и, рискнув показать его Пугачевой, я неожиданно выиграл: она тут же села за инструмент и предложила свой (как оказалось, лучший) вариант этой песни. Так появились две наши первые и последние совместные работы: «То ли еще будет, ой-ей-ей...» и «Я хочу увидеть море, голубое, голубое...».
Правда, была еще песня «Солнышко смеется, ярко светит детям» — ею, если не ошибаюсь, в 79-м году дебютировала в передаче «Веселые нотки» Кристина, а за сценой, чтобы не вызвать переполоха, пряталась ее именитая мама.
"Бульвар Гордона", №38, 2009 г.
Эдуард Ханок:
- И когда в 75-м году она взлетела, если вы помните, с «Арлекино», то в 76-м мы показали ей песни с Мариком Минковым. Марик Минков показал «Не отрекаются, любя». Я показал песню «То ли еще будет, ой-ой-ой». Самое интересное, что когда мы выходили от Пугачевой, Марк Минков сказал: «Вроде твоя песня не очень ей подходит». И он, как бы, оказался прав, потому что его песню «Не отрекаются, любя» она сразу сделала. Она тут же вошла в «Песню-76» и т.д. Мою она продержала два года! Как оказалось – к счастью. Почему? Потому что, когда Кристина пошла в школу, она решила этот момент отметить песней «То ли еще будет».
Она взяла меня с собой на гастроли. И вот на гастролях, знаете в посиделках после концерта, я сел и спел ей еще одну песню. Из одного неудачного фильма. Фильм не пошел, песня тоже никому не нужна. Это такой вальсик был, который она «перевернула» и сделала «Я хочу увидеть море, ты возьми меня с собой». И так, вместо того, чтобы получить одну песню от Пугачевой, я получил сразу две. Вот, что значит: нет худа без добра.
Телеканал «Культура», цикл программ «Личное время», выпуск «Эдуард Ханок», 2013 г.