Другие исполнители песни:
- Ольга Рождественская (первая исполнительница - ?)
- Николай Караченцов (звуковой журнал "Кругозор", январь, 1978)
- Жанна Рождественская (пластинка 1980 г.)
- Группа "Несчастный случай" ("Сюрприз от Аллы Пугачевой", 1997)
Юрий Филинов:
- Прежде чем приступить к новой программе, мне хотелось еще раз, именно в Москве, где самый требовательный зритель, остановиться, оглянуться, - говорит Алла. - Надо понять: наступает ли спад или удалось подняться чуть выше. И еще. Эту старую программу москвичи больше не увидят.
Но полностью "старой" эту программу назвать нельзя. Среди пятнадцати песен три впервые исполняются на сцене: "Этот мир" А. Зацепина и Л. Дербенева, "Летние дожди" М. Минкова на стихи С. Кирсанова и, на мой взгляд, прекрасная, исполненная высокого трагизма и светлой грусти песня "Когда я уйду", написанная композитором Пугачевой специально для нового фильма, в котором актриса Пугачева сыграет певицу, теряющую голос.
"Комсомольская правда", 2 ноября 1979 г., статья Ю. Филинова "Женщина, которая поет"
Алла Пугачева:
- Поиски выразительных средств - это процесс очень долгий, очень трудный, мучительный, но благородный. Он связан с выбором жеста, мимики, пластики. Движение исполнителя должно точно накладываться на музыку. Оно не иллюстрирует поэтический текст, а углубляет его. В этом процессе поисков определяется, что ли, маска, от имени которой я выступаю, если драматургия песни того позволяет, или я пробую найти какие-то ассоциации с пережитым мною, если песня лирическая. Процесс этот длительный. Во всяком случае, композитор Эдуард Ханок, к примеру, ждал премьеры песни "То ли еще будет" в моем исполнении, как и Марк Минков - автор "Летних дождей" - достаточно долго.
"Клуб и художественная самодеятельность", №11, 1980 г., статья М. Павловича "Я открываю вам себя"
Алла Пугачева:
- Я рада, что композитор Марк Минков, мой большой друг, подарил мне песню, с которой не только пришло ко мне какое-то светлое начало в моей жизни, но и многое для себя я открыла с этой песней. Именно для себя, как для человека.
с концерта "Монологи певицы", Ленинград, 1981 год
Диана Берлин:
Молодой композитор Марк Минков пришел на худсовет, как тогда было принято, и показал эту песню. Композитор показал и ушел, а дальше мы оставались и принимали судьбоносное решение. Председатель этого худсовета - я не буду называть имя этого человека, человек известный, не буду ставить его родственников в неудобное положение, «это не надо» - сказал, что «стихи Кирсанова сразу вычеркиваем! Даже не будем говорить о музыке, сразу вычеркиваем!» Тогда моя коллега Ксения Борисовна Шалькевич встала и сказал: «Вы знаете, я думаю», - сказала она. Это просто вот, я помню, это одно из самых больших потрясений в моей жизни, как человек нашелся, что сказать в то время! Вот на это бред - «Стихи Кирсанова я вычеркиваю!». И Ксана сказала: «Вы знаете, я думаю, скоро будет лето, и у нас летних песен практически нет». «У нас летних песен практически нет. О чем эти стихи? Это просто о летних дождях», - сказала она. Он сказал: «Да? А я подумал...». «Я не знаю, что Вы подумали, уважаемый «Иван Иванович», но это песня просто о летних дождях». Таким образом эта песня была разрешена! Вот. И это уже потом ее записала Алла Пугачева, потом уже ею восхищались миллионы. А вот таково было ее прохождение в то время. Вот маразм таков был, что надо было найти вот такое какое-то глупое, но очень своевременно объяснение.
Программа «Мастера» с Дианой Берлин на радио «Голос России»
Марк Минков:
Первоначально все эти песни были написаны для театра и кино. "Не отрекаются любя" впервые прозвучала в спектакле театра им. Пушкина, "Летние дожди" - в постановке Центрального детского театра, песню "А знаешь, все еще будет" заказала киностудия имени Горького, "Ты на свете есть" - главная тема дебютного фильма Карена Шахназарова "Добряки". Потом уже Алла Пугачева стала петь их с эстрады
Анатолий Стародубец, газета "Тверская 13" (Москва) от 30 марта 2006
Марк Минков и Алла Пугачева:
М.М.: Вот был случай, когда был съезд Союза Композиторов и Пугачева спела там "Не отрекаются любя", и после этого был еще один съезд, и я говорю: "Пугачева с "Летними дождями". Можно? Значит, я хочу, чтобы была Пугачева." Мне говорит Эдуард Савельевич Колмановский: "Нет, не надо". Я говорю: "Почему?" Он говорит: "Все должны быть в равных условиях." Я говорю: "Это как в равных условиях?" Он говорит: "Ну а как после Пугачевой?" "Ну там же она кончала первое отделение. Кончите тоже первое отделение Пугачевой, и все будет..."
А.П.: Класс! (смеется).
М.М.: Он говорит: "Нет, все должны быть в равных условиях." Я говорю: "Ну, тогда давайте, если в равных условиях, пригласим Краснознаменный ансамбль. Все в фуражках, все одинаково плохо поют, и все будут в равных условиях." И мне пришлось просто отказаться от этого участия в этом идиотском концерте, который длится три с половиной часа, и солдат туда посылают, потому что все орут песни о партии и о Ленине, понимаете? И уже голова начинает болеть после этого. Сейчас как раз было в Союзе Композиторов вот это вот заседание о гражданской песне, где наконец, значит, в очередной раз было сказано, что не надо орать песни о партии и о Ленине. Понимаете, что...
А.П.: Надо просто спеть хорошо! Хорошую песню об этом!
М.М.: ...что через шестьдесят, через 65 лет поняли, что криком не возьмешь, понимаете? И я не знаю, мне кажется, что "Летние дожди" гораздо более патриотическая песня, чем песня о Ленине какая - нибудь.
Интервью 1982 г. (после 9.02, до 27.06, ориентировочно февраль), известное под названием «Ножницы»
Марк Минков:
На следующую «Московскую осень» мне позвонил Колмановский: буду ли я участвовать? «Буду. Песня «Эти летние дожди». «Кто поет?» – «Алла Пугачева». – «Нет, Марк, это нельзя». – «Это почему?» – «Ну, ты понимаешь, мы должны быть в равных условиях!» Я сказал: «Нет. Или Пугачева поет мои вещи, или я и не участвую». И так и не участвовал довольно долго (до этого шел разговор о композиторском фестивале "Московская осень", на котором М. Минков был представлен песней "Не отрекаются любя" в исп. А. Пугачевой - прим. сайта A-S).
"Вечерняя Москва", №177 (24222) от 23.09.2005
Марк Минков:
Песня «Эти летние дожди» наверно самая трудная для меня была. Я придумал ее в доме творчества «Руза». Была очень ранняя весна, были красивые цветы… Стихи «Эти летние дожди» лежали у меня в кабинете, они мне безумно нравились. Я чувствовал что-то в них есть, и я придумал вот это начало… И что делать дальше, я не знал. Я когда позвонил Пугачевой, спел по телефону ей вот то, что у меня было, там не было продолжения. И она сообразила как «вылезти» из этой ситуации, и как из этой песни сделать законченное произведение. Это ее была идея. А идея стоит дороже, чем воплощение. Вы знаете, я всю жизнь считал Аллу Пугачеву невероятным явлением. Она просто ведь, если не была бы певицей, она была бы замечательной драматической актрисой. Так просто спеть ноты, это ведь не для нее было.
Телеканал «Культура», программа «Песня не прощается...», 7 января 2011 г.
Алла Пугачева:
- Какая это замечательная песня. Замечательная просто. И я огромное наслаждение получала, когда сама себе аккомпанировала в сольном концерте. Это были минуты наслаждения, потому что эти стихи Кирсанова, эта сама тема по тем временам, если вслушаться в эти стихи, это было, как я всегда говорила, 3-4 минуты счастья. Очень с легкостью это пела, нравилось мне. И такую песню мне было легче спеть все-таки под собственный аккомпанемент. Я сама, когда играла, как хотела, так и пела. Мне всегда это больше нравилось.
Первый канал, программа «Пусть говорят. Марк Минков: Не отрекаются любя», 1 июня 2012 г.
Алла Пугачева:
- Я вижу, что поставили рояль, но, к сожалению, я сразу вам скажу, что могу сыграть, но петь не буду, потому что завтра у меня очень тяжелый день. Впервые в общем-то в практике советского артиста, когда он на телевидении поет живьем. Я не была к этому готова, для меня это был сюрприз, и сейчас единственное, что я могу сделать - не петь, потому что сами слышите, немножко хриплю.
....
Значит, у нас тут небольшая накладка произошла вот то, что я вам сказала, что я не готова к выступлению живьем, и поэтому изменился репертуар. Должны были быть одни песни, сейчас другие. «Старинные часы» - раз. Знаете эту песню, да? Это Раймонда Паулса. И вторая песня, это Минкова «Летние дожди». Вы ее слышали на пластинке, но я ее буду петь в концертном варианте. Сама сидеть, играть и петь. Вот это меня как раз и волнует, потому что никогда я этого не делала именно на телевидении, на студии. Как это произойдет не знаю, потому что они все поют под оркестровые фонограммы. Это легче, а вот самой играть и петь это уже… Ну ничего, я это сумею.
встреча в посольстве СССР в Швеции, апрель 1983 г.