Другие исполнители песни:
- Галина Беседина и Сергей Тараненко
- Группа "Массква", конкурсант (Конкурс "Пять Звезд", 2005)
- Светлана Сурганова
- Елена Корикова и Владимир Пресняков ("Две звезды-2", Первый канал, эфир от 28.01.2008)
- Патрисия Каас (2008)
- Нонна Гришаева и Марк Тишман ("Две звезды-3", Первый канал, 2009)
- Надежда Бабкина и ансамбль "Русская песня" ("С Днем рождения, Алла!", 2009)
Алла Пугачева:
Таривердиев вообще вывел меня на сцену. Девчонкой я спала на диванчике под репродуктором. Каждое воскресенье я слушала передачу «С добрым утром». И вот однажды я услышала песню Таривердиева «Я такое дерево». Мне было лет пятнадцать тогда. Я просто заболела этой песней, довольно странной и в то же время мелодичной. Он был одним из моих прародителей, из тех, кто заставил меня подумать о том, что я что-то могу воспроизвести, а не только саккомпанировать. Так что мне захотелось самой изобразить что-то голосом.
И потом тоже. Это веха в моем творчестве. Вокруг него столько певиц было интересных. А доверить партию главной героини в «Короле-олене» - почему-то он именно мне доверил...
Он называл меня ребенком, как правило. Я была такой худенькой тростиночкой и достаточно чистым существом. Он говорил, что я ребенок из благородных мещан. Ему это очень нравилось и совпадало с его понятиями о чистоте. И его чистые роли в кино нужно было озвучивать. Я озвучивала «Короля-оленя» и «Иронию судьбы». И в том, и в другом случае героинями были чистые, любящие, ранимые, беззащитные, как дети внутри себя. И он почувствовал это во мне. Хотя и разница в возрасте была.
Алла Пугачева:
- Теперь я, уже, как говорится, наученная горьким опытом, все время пытаюсь столкнуть режиссерскую и композиторскую трактовку образа, дабы заблаговременно прийти к общему знаменателю. Это относится, в частности, к работе над фильмом "Ирония судьбы". Я записывалась по семь часов: три часа с композитором, потом приходил режиссер, все браковал, и три часа я записывалась с ним, и в последний час - седьмой - их мнения совпадали, я записывала - уже глубокой ночью - то, что было нужно. И оба оставались довольны. А может быть, просто уставали. В конечном счете слушатели все-таки приняли результат наших совместных поисков, - и это главное.
"Советская моложежь". - Рига. - 1977. - 2 октября (статья М.Анцыферова "Не имею права ошибаться")
Алла Пугачева:
- Певцу должно быть предоставлено право быть таким же соавтором фильма, как, например, актер. Но бывает нередко, что фильм снимается сам по себе, песня записывается сама по себе м уж на последнем этапе из этого пытаются создать нечто целое. По-моему, это не лучший способ работы с песней. Другое дело: есть разные варианты ее использования. Песня может звучать в кадре и за кадром, может стать как бы девизом фильма. Но так или иначе она должна органично войти в ткань киноленты, соответствовать стилю картины. Особая задача возникает перед исполнителем, если ему предстоит спеть от имени героя. В ходе съемок фильма "Ирония судьбы" мне было очень важно найти такую интонацию, которая не разошлась бы со стилем и смыслом игры Барбары Брыльской: ведь это "ее Надя" пела. А в своих выступлениях на эстраде те же самые песни я исполняю несколько иначе. Здесь все определяет не факт участия в кинофильме, не актерская задача, которая поставлена самой себе, а уже чисто личное понимание прекрасных стихов Марины Цветаевой и музыки Микаэла Таривердиева.
"Советский экран". - 1977. - № 16. (статья "Как тайна")
Лев Громин, автор статьи:
- Неожиданно, однако, в многочисленных интервью и беседах, последовавших за фильмом, возникли фамилии людей, исполнивших за кадром те самые песни, что так прочно слились с образами, созданными Андреем Мягковым и Барбарой Брыльской.
Алла Пугачева только недавно успела записать своего «Арлекино», который станет потом ее «фирменным знаком», точкой отсчета, стартовой площадкой беспрецедентного в истории нашей эстрады творческого взлета. Но взлет этот будет идти по совершенно иной траектории, никак не пересекаясь с песнями Таривердиева, записанными для «Иронии судьбы». Достаточно сказать, что через год, когда пойдет речь о создании стереогиганта с песнями из телефильма, Пугачева уже не сможет повторить их, и на пластинке прозвучат технически неидеальные монозаписи, взятые из фонограммы киноленты.
Имя Сергея Никитина, записавшего мужскую партию и гитарный аккомпанемент всех песен, было известно в весьма узких кругах – авторам, исполнителям и почитателям самодеятельной песни, среди которых Сергей ходил «в ветеранах».
…
Алла Пугачева, когда у нее спросили года три назад, как работалось на записи песен из «Иронии судьбы» с Сергеем Никитиным, ответила: «Да не помню я его, приходил какой-то гитарист…»
«Смена», №18, 1981 г., статья Л. Громина «Мелодия на два голоса», рубрика «Клуб «Музыка с тобой»
Микаэл Таривердиев:
- Когда только начались съемки «Иронии судьбы…», мы стали искать певицу. Я пробовал очень многих. Была такая прелестная певица Валя Пономарева — она пробовалась, кто-то еще. Это было хорошо, но все же не подходило. Тогда я попросил Раису Александровну Лукину, замечательного музыкального редактора, просто легендарного редактора, найти Пугачеву. А Алла как-то после «Короля-Оленя» совершенно пропала. И где она? А Бог знает где. Все же нашли ее. Примерно в это же время, во время работы над фильмом, она поехала в Сопот и там замечательно спела «Арлекино». Все как-то параллельно происходило. Начали мы с ней работать. Работали много, около месяца. Хотя, казалось бы, поет всего четыре романса. Вообще, конечно, ей трудно с нами было. Эльдар требует от нее одного, я — другого. Совсем замучили ее. На каждую песню было сделано по тридцать дублей. За целый день писали по одному романсу. В итоге она записалась замечательно. Эти ее записи не подвержены ни времени, ни моде, ни каким-то другим проходящим вещам. Эти записи уже остались. Записи, которые она делала потом, эстрадные, они оказались подверженными моде, от них уставали, их переставали слушать. А эти остались. И лучше нее никто после этого не спел.
Когда фильм вышел, прошло буквально несколько месяцев, нас пригласили на телевидение, где Пугачева должна была спеть романс из фильма не под фонограмму, а «вживую». Я должен был ей аккомпанировать. И вдруг она стала петь совершенно по-другому. Она пела жестко, очень жестко — «Мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной». Я не мог заставить ее спеть, как три месяца назад, в фильме. Я уговаривал: «Алла, тебе же не нравится, что «вы больны не мной», у Цветаевой именно этот смысл. А ты сейчас поешь, что тебе нравится... Она-то хочет, чтобы были больны ею, а говорит другое — и возникает глубина». Я был раздражен и поэтому не прав. Мы с ней поссорились. Потом Пугачева совсем ушла в поп-культуру, хотя, мне кажется, могла бы стать звездой другого плана, типа Барбары Стрейзанд. Но она выбрала свой путь. Я понимаю, что она даже выиграла от этого. Вот только мне это уже было совершенно неинтересно. Жаль, конечно, что в итоге мы поссорились. Через год или два, на каком-то фестивале в Сочи, она подошла ко мне и сказала: «Микаэл Леонович, мне НРАВИТСЯ, что вы больны не мной». Повернулась и ушла. По-моему, больше я ее никогда и не видел. Но когда показывают «Иронию судьбы…» и я слышу ее пение, то вспоминаю, как это было очаровательно. Какая в ней была тонкость, нежность и ранимость. И как жаль, что все это ушло. Или спряталось, что не имеет значения. Однако народу-то нравится!
Микаэл Таривердиев, фрагмент книги "Я просто живу", глава третья "Я такое дерево", издательство "Вагриус", 1997 год
Прим. сайта A-S: интересное свидетельство сохранила Инна Галант. По ее словам Анастасия Цветаева, гражданскому мужу которой было посвящено это стихотворение, рассказывала, что в нем не надо искать подтекста или "второго смысла". Сложившаяся семейная ситуация была такова, что Марине Цветаевой именно НРАВИЛОСЬ, что больны не ею. См. ссылку http://clio.ucoz.ru/publ/8-1-0-290
Гарик Сукачев:
Это был настоящий звездный час Пугачевой. Тогда на экраны вышла комедия «Ирония судьбы, или С легким паром!», одновременно с ней — маленькая гибкая пластинка с песнями из фильма. И тут все совпало: и стихи Цветаевой, и проникновенный, еще не прокуренный голос Аллы Борисовны... Хит-парадов в Советском Союзе тогда не было, но если бы они были, Пугачева, вне всяких сомнений, стала бы рекордсменкой мира. В какой бы дом ты ни пришел, пластинка с песнями из «Иронии» обязательно лежала сверху на проигрывателе.
Журнал "ОК!", №16 (129), 2009 год
Марина Цветаева
оригинальное стихотворение автора:
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной -
Распущенной - и не играть словами,
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится еще, что Вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не Вас целую.
Что имя нежное мое, мой нежный, не
Упоминаете ни днем ни ночью - всуе...
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо Вам и сердцем и рукой
За то, что Вы меня - не зная сами! -
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши не-гулянья под луной,
За солнце не у нас над головами, -
За то, что Вы больны - увы! - не мной,
За то, что я больна - увы! - не Вами.
3 мая 1915
Сергей Никитин:
- Я помню, что у меня было четыре дубля. На четвертом сказали: «Стоп. Записано». А «разведка» доложила, что когда Алла Борисовна записывала свои песни, там не обошлось без драматических моментов, без слез. Вроде бы там сделали десять дублей, и вроде бы сказали «Стоп!», а потом Микаэл Леонович звонит и говорит: «Алла, придется все переписать»…
Алла Пугачева:
- Я могу это подтвердить, как скажете! (смеется). И то, что я плакала: у меня так не получается, и так не получается… Но на самом деле, работа есть работа. Я по-другому ее не представляю. Там все время был спор, ну не до драки, а в виде дискуссии, как попасть в характер героини. У нас все время шло обсуждение, как делать. И в конце получилось, что все были удовлетворены. Мне самой песни очень нравились… Вот если все эти дубли прослушать, я их наверно раз тридцать сделала и все по-разному, то можно целый диск выпустить.
Я вообще никогда не спрашивала ни того, что касалось титров в фильме, званий и тому подобного. Для меня самое главное - получить удовольствие и дать удовольствие людям, и тем кто снимался в этом фильме.
программа "Спето в СССР", НТВ, эфир 31 января 2010 года
Эльдар Рязанов:
- Пугачева была, в общем, - никому неизвестная певичка, которая «шастала» по каким-то гастролям. Из Орла – в Липецк, из Липецка – в Брянск, из Брянска – вообще в Харьков и т.д. И она между гастролями какими-то заезжала к нам, я помню простуженная, и замечательно пела. И Микаэл с ней работал, а я ей объяснял (она не читала сценарий), я ей объяснял, что там нужно и т.д. и т.д. Работала бесподобно.
…
Талызина совершила невероятный подвиг, тем более анонимный, потому что не было в титрах, что это она озвучивает роль Нади. Понимаете, мы не должны были разочаровывать зрителя, что говорит другая актриса, и поет другая актриса. И Пугачевой не было в титрах, это уж потом я раскрыл все эти секреты.
Первый канал, 31 декабря 2011 г., документальный фильм «Ирония судьбы». Рождение легенды»