Клуб и художественная самодеятельность
№ 13 (595) июль 1982
ISSN 0023-219Х
Г92-09341
Общественно-политический и научно-методический журнал ВЦСПС и Министерства Культуры СССР
Год издания двадцать восьмой. Выходит два раза в месяц.
Вкладные пластинки изготовлены Всесоюзной студией грамзаписи фирмы "Мелодия".
Тираж 135 000 экз.
Заказ 7209
Цена 50 коп.
Страница описания 32:
«НА БИС», «МАЭСТРО» И ДРУГИЕ
Алла Пугачева привыкла удивлять своих слушателей и зрителей. Такое ощущение, что она уже просто не может обходиться без сюрпризов. Но и мы, ее слушатели и зрители, тоже привыкли, нам даже понравилось удивляться. Когда на телеэкране только-только возникает ее лицо или диктор радио лишь объявляет, что поет Пугачева, мы уже ждем какой-то неожиданности. И она возникает: чаще – радостная, иногда – вызывающая недоумение. (Пугачева не любит ни в чем повторяться, экспериментирует, а значит, и рискует).
Казалось, после ошеломительного буффанадно-трагического «Арлекино» потребуется долгое время, чтобы создать равное по яркости впечатление. Но буквально вслед за этим песенно-театральным номером появилась насмешливая, саркастическая песня-представление «Все могут короли». А вскоре – опять неожиданные и даже, как многим показалось, несвойственные для Пугачевой лирико-философские песенные раздумья из фильма «С легким паром, или ирония судьбы».
Потом вышел двойной альбом «Зеркало души». За собранными в нем песнями встал образ лирической героини, но уже не той возвышенно-необысной, как в «Иронии судьбы», а такой же, «как все, как все, как все»: женщины, возрастом слегка за 30, милой, неглупой, слегка уставшей от бесконечных обязанностей по работе, забот по дому, не очень счастливой, но и не отказавшейся от мечты о счастье. И этот созданный Пугачевой облик был столь пленительным, что слушателям и критике показалось: вот оно, окончательное решение, прочно обретенный певицей песенный образ.
Но снова нам всем это лишь показалось. Снова последовали непрекращающиеся поиски: песни, а значит, и сама манера исполнения в стиле «диско», моторном, подвижном, чуть легкомысленном, и серьезные песни-баллады; сочинительство, поэтическое и музыкальное, отнюдь не бесспорное, но и не ординарное, и обращение к высокой поэзии Шекспира, Цветаевой, Мандельштама, сотрудничество с самыми популярными и очень непохожими друг на друга советскими композиторами. Причем сотрудничество высокотворческое, взаимообогощающее (от известных композиторов нечасто дождешься такого признания, однако в «случае» с Аллой Пугачевой оно единодушно).
Итогом поисков последних лет стала сольная программа А. Пугачевой, с которой певица выступила в Московском театре эстрады. Программа выстроена в сюитной форме: она состоит из нескольких блоков, каждый из которых имеет свою внутреннюю драматургию, определяемую содержанием песен, меняющимся темпоритмом. Связующим звеном между частями является только музыка, текстовых связок между ними нет. Впервые Пугачева выступила не только как исполнитель и композитор, но и как режиссер программы, ее музыкальный редактор, объединила в законченное целое песни давно известные и совсем новые, шуточные и философские, изящного «любовного» содержания и драматического, временами даже трагического накала. И по-прежнему она «играет» каждую песню, из исполнения каждой устраивает маленькое театральное представление, без грима и смены одежд создавая женские образы от юной девушки до седой старухи.
…Обсуждение новой программы Аллы Пугачевой было в полном разгаре, когда имя актрисы появилось на афишах, возвещающих о бенефисе композитора Раймонда Паулса – шоу в Московском театре эстрады «У нас в гостях Маэстро». В нем Пугачева выступила в роли ведущей. А несколько дней спустя уже не только московский, но и всесоюзный зритель встретился с певицей в новой для нее ипостаси «хозяйки вечера» - в большом новогоднем телепредставлении «Аттракцион в старом московском цирке».
В обоих представлениях певица исполнила новые песни Р. Паулса. Два года назад песня «Маэстро», их первый опыт сотрудничества, стала поистине «бумом»; массовый слушатель единодушно назвал ее песней года. А в адрес композитора и певицы посыпались письма-просьбы, письма-требования продолжить столь успешно начатую совместную работу. И вот на смену игривым интонациям «Маэстро» пришли музыкальные притчи: о том, как не только сладок, но и нелегок успех на эстраде («На бис»); о том, как дорога каждая отпущенная жизнью минута, как мало у нас в сущности времени на любовь к близким («Старинные часы») – обе песни на стихи А. Вознесенского. Пугачева исполняет также песни Р. Паулса, написанные на стихи Ильи Резника («Маэстро», «Возвращение», «Жди и помни меня»). Интересный результат нередко приносит и ее собственное соавторство как композитора с этим одаренным поэтом (в частности, одна из последних совместных работ – песня «Первый шаг»).
Остается сказать, что две песни из этого репертуара («Старинные часы», «Жди и помни меня») – по многочисленным просьбам наших читателей – помещены на первой стороне второй пластинки этого номера.
Г. Облезова, журналистка
фото В. Плотникова