Ирина Шестакова (автор статьи):
- Со своей второй семьей он жил в Париже, часто гастролировал - и тосковал по России. В 1970-х годах на советской эстраде звучала удивительно лиричная, проникновенная песня о Шаляпине. В ней были такие строчки: "Он звал свою кручину по России французским словом "ностальжи".
журнал "Личности России", №2, 2008 г., статья И. Шестаковой "Федор Шаляпин: В пределе земном все земное"
Алла Пугачева:
- Я никогда не забуду первое исполнение этой песни в зале Чайковского. Помнишь, как мы боялись, и оркестр боялся? Я еще тогда была не "раскрученная", то есть меня все знали, но Союз композиторов особо не доверял ни тебе, ни мне. И когда эта песня прозвучала "на бис" в зале Чайковского...
Марк Минков:
- Это трудно рассказать, происходило что-то невероятное. Дело в том, что в Союзе композиторов спросили, что я буду показывать на фестивале "Московская осень". Я ответил: "Пугачеву с песней "Не отрекаются любя". - "Нужно, чтобы она спела две песни". - "Если она согласится, пусть поет две или пять..."
... Она сказала: "Я могу спеть, если хотите". И назвала свою песню. Она еще Горбонос была тогда. Ей ответили: "Нет. Горбонос - не член Союза композиторов. Нельзя!" Тогда Пугачева им ответила, и они мне с негодованием передали, что она собирается петь два раза "Не отрекаются, любя". Никогда не забуду, как дважды она спела совершенно по-разному. Как будто два разных человека.
Алла Пугачева:
- Ой, Марик, я уже столько лет ее пою и каждый раз по-разному. И каждый раз вижу слезы на глазах у зрителей. Пожалуй, только в этой песне меня прошибает слеза.
"Факты и комментарии" (Киев), декабрь 1999 г.
Вячеслав Бутусов:
- На Западе у многих заслуженных рок-звезд всегда были популярны неожиданные дуэты - Род Стюарт и Тина Тернер, скажем, Элтон Джон и Ру Пол и т.д. Не возникало ли желание спеть с Аллой Пугачевой или Машей Распутиной?
- У меня этот период закончился автоматически после попыток сотрудничать с "Митьками" и Борисом Гребенщиковым. Что касается сотрудничества с людьми полярными, то для этого нужен повод. У меня был опыт совместного пения с Аллой Пугачевой. Это был период, когда она как мэтр - или матрона? - показывала некоторые приемы вокала. Выступала она по делу, потому что студия в "Олимпийском", где мы писались, принадлежала ей.
- Ты воспользовался ее вокальными уроками?
- Я очень трудно поддаюсь всяческому учению...
"Московский комсомолец", 30 октября 1998 г., статья "Гудбай, Америка! Хелло, Слава!"
Раймонд Паулс:
- А расскажите, как создавалась «Песня на бис»?
- Эта музыка мне очень близка. Очень часто ее играю. Песня родилась из музыкальной темы фильма «Долгая дорога в дюнах». У меня из-за этого были большие неприятности! Из-за того, что музыкальная тема фильма была использована в эстрадной песне. Интересно то, что песня состоит из двух разных мелодий. Я их записал на кассету для Аллы. Сначала шла одна, потом пауза и потом другая (впоследствии ставшая припевом). А когда Алла отслушала всю кассету, подумала, что там не должно было быть этой паузы, и что это одно произведение. Вот такой интересный момент. Иногда случается и такое. Алла сделала из песни очень хороший эстрадный номер с серьезным содержанием и великолепно его исполняла.
Но как же я пострадал из-за этой песни! Мне потом высказывали, как я мог отдать центральную музыкальную тему кинофильма Пугачевой! Хотя композитор Нино Рота написал гениальную тему для кинофильма «Крестный отец», а потом она тоже стала еще и песней.
из интервью Р. Паулса (беседовал А. Ермолаев)
Раймонд Паулс:
- А много исправлений Алла Борисовна вносила в музыку и текст песни?
- Ну естественно, Алла все правила. Особенно внимательно относилась к тексту. Я-то спокойно к правкам относился... А Резнику ими она здоровье попортила!
- То есть и музыку правила?
- Я никогда на это не обращаю внимание. Я сам, когда играю, всегда свободно действую, не привязываюсь к нотам. Она делала так, как ей удобно. Но она же певица, ей же это петь. Но порой она очень свободно относилась к моей мелодии... Но общему стилю это не мешало, а зачастую правки были правильными. Я не из тех авторов, которые начнут кричать: «Я же этого не писал!» Иногда она свободно интерпретировала целые куски, но в этом жанре это делать можно. Это же не классика, не опера... У нее иногда менялся даже характер песни: медленная становилась быстрой, быстрая - медленной. Это чисто профессиональная работа.
Например, песня «Возвращение» задумывалась как опереточный номер. Немножко такое ироническое отношение к оперетте. Вот это свободное в начале мелодичное вступление, которое потом становилось быстрее... Тогда были очень популярны оперетта и цыганские ритмы. В оригинале «Возвращение» звучала совсем иначе! Но мы хотели показать эту песню на Новый год, поэтому нужно было что-то в ней поменять. В праздник же должно быть веселое, карнавальное настроение.
В то время артисты, кстати, тщательно готовились к концертам ко Дню милиции и к «Голубым Огонькам». Специально к ним записывали новые песни, ведь эти концерты смотрела вся страна. Особенно Новогодние Голубые Огоньки! Столько историй можно рассказать о том, как они снимались! Вот та же песня «Возвращение». Для Огонька был снят клип на нее. Но Алла была им крайне недовольна. Скандал устроила даже. Ну бывает, это чисто творческое дело. Не все же получается...
- А песня «Возвращение» писалась специально для Пугачевой?
- Нет. Я обычно играл Илье Резнику разные мелодии... А у него реально «нюх» на хитовые песни. Он слушал и говорил: «Так, вот эта мне подходит!» И сразу начинал ее подтекстовывать. Так было с «Возвращением», с «Эй вы там, наверху», со «Старинными часами»...
- А вот идея обращения в конце песни к только что пришедшему: «Не слушай ты меня, это все глупая бравада» тоже принадлежит Резнику?
- Нет. Это чисто ЕЁ импровизация. Когда она поет на сцене, она часто импровизирует - создает другой образ, другой стиль...
из интервью Р. Паулса (беседовал А. Ермолаев)